Когда я беру в руки книгу поэта, мне всегда хочется узнать, широка ли его жанровая палитра, много ли он умеет. Правда, иные скажут, что можно много уметь и в пределах одного жанра. Это верно. Но гораздо лучше, интереснее, если поэт с одинаковой легкостью может пройтись с нами и по зеленым лужайкам лирики и по неоглядно широким дорогам эпоса, если муза поэта может щегольнуть блестящей эпиграммой, крылатой песней, раздумчиво - лукавой сказкой, если высокий язык трагедии живет в его книге рядом с произведениями других поэтических жанров. И приятно, когда появляется книга, разнообразная по жанрам, интересная, щедро представляющая поэта.
Книга поэта Марка Шехтера «Дни и годы» как раз именно и является такой книгой. В ней есть поэма, стихи, переводы, пародии, эпиграммы. Мы знакомимся с поэтом, широко и разнообразно работающим. Он любит живые краски, живую деталь. В поэме о Юлиусе Фучике, в первой ее главе, есть такие строчки:
Орудья ползут вдоль опушек
И танков стальные гроба...
Не красить Судетам игрушек.
Пусты у крестьян короба!
Так рисуется вступление фашистов в Чехословакию. Здесь очень хороший пример емкого, развернутого образа.
Марк Шехтер любит тщательную работу над словом, хотя в книге и попадаются отдельные неудачные строки и строфы. Можно, скажем, легко было обойтись без такой неуклюжей строфы из стихотворения «ЭС - ЭС»:
Вот они в снегу, раскинув руки, Синие, лежат.
Мертвым светом две сверкают буквы. Вороны кружат...
Сразу не поймешь, кто это они синие - руки или фашисты? Таких огрехов в книге немного, и не они определяют ее лицо. Когда я читаю книгу Марка Шехтера, для меня ясно одно: мастерство поэта сомнению не подлежит, любовь его к слову и тщательность работы над ним тоже очевидны.
Краткую свою рецензию я хочу закончить строками из стихотворения «Сердце»:
Нет у меня претензий ни к кому, Ни к доктору, ни к другу моему. Ни к дочери, которая, бывало, Меня непослушаньем волновала... Пусть в грудь мою опять стучится боль. Товарищ сердце, песню спеть позволь!
Пожелаем поэту спеть побольше новых хороших песен!
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.