Есть города, история которых так сплетается с жизнью народа, что становится как бы символом Отечества. В нынешнем году, завершающем 40 - летие Советской власти, страна отпраздновала и широко отмечает множество знаменательных юбилеев: 25 - летие первенцев социалистической индустрии - Магнитогорского и Кузнецкого металлургических комбинатов, Московского Первого подшипникового завода, Горьковского автомобильного гиганта и многих других предприятий и городов, среди которых по праву особое место занимает юбилей Комсомольска - на - Амуре.
Чем славен, чем дорог молодежи и всем советским людям этот город комсомольской юности, город - легенда? Почему неизменно вспоминается он, когда заходит разговор о могучем индустриальном штурме первых пятилеток, хотя в ту пору, когда таежное село Пермское встречало молодых энтузиастов, на карте Родины, помимо стройки Комсомольска, обозначились и другие города будущего? Грязный и пыльный кишлак Дюшамбе превращался тогда в цветущую столицу. Таджикистана Сталинабад; в низовьях Енисея, за Полярным кругом, в краю тундр стучали топоры и звенели пилы: над протокой вставал город - порт Заполярья Игарка; и там же, на Крайнем Севере, только за тысячи километров от Игарки, среди сопок и тундр, возникал у подножия апатитовой горы Кировск; на берегу хмурого Охотского моря поднимался Магадан; в жарких степях Казахстана рос новый индустриальный центр - Караганда. И все же среди плеяды чудесных городов, воздвигнутых в первые пятилетки, особое, всеми признанное место занимает Комсомольск - на - Амуре. Он занимает его потому, что воплотил в себе всю героику эпохи индустриальной бури и натиска, преобразивших страну, всю силу и все вдохновение советской молодежи, с энтузиазмом принявшей боевое задание партии и проявившей такую силу, такую выдержку и волю к победе, что Комсомольск достойно предстает перед всем миром как немеркнущий подвиг советской юности.
История Комсомольска известна теперь по хрестоматиям и энциклопедии, по книгам и фильмам. В этой истории замечательно все: и как шел в 1932 году по Амуру пароход «Колумб» с юными москвичами, ленинградцами, киевлянами и уральцами; и как высаживались они на левом берегу в селе Пермском, где за темными избами, за клетями на столбушках и развешанными на еловых жердях сетями черной стеной поднималась тайга, - и как ставили они первые палатки, как палили костры, как корчевали леса, гатили болота, ставили первые дома. Тайга встретила юных колумбов атаками комариных полчищ, непроницаемо густыми туманами, воем диких зверей, проливными осенними дождями и такими жестокими морозами, что птицы замерзали на лету. Тяжко пришлось комсомольцам. Но трудности не сломили их, а закалили, не испугали, а воодушевили, не погасили задор и вдохновение, а, наоборот, распалили сердца. И тогда еще раз проявился сильный и крепкий комсомольский характер, известный еще по фронтам гражданской войны, по суровым годам восстановления народного хозяйства, по борьбе с кулачеством и колхозному строительству.
Партия не ошиблась в комсомольцах: парни и девчата, приехавшие на берега Амура, не дрогнули, они повели неистовое наступление на тайгу и болота, проявили весь свой энтузиазм и добились того, что дерзновенно - смелый план строительства в тайге, далеко на востоке, стал явью, воплотился в бетон и металлические конструкции, в стапели для кораблей, в заводские корпуса и стоквартирные жилые дома. И тогда город, созданный юностью, назвали Комсомольском.
Вот он стоит сейчас, красивый и могучий, поражающий заводскими громадами, площадями и проспектами, город, строящий корабли и плавящий сталь, выпускающий станки и машины, принимающий в свой порт караваны судов.
Порыв, штурм, героическая схватка с природой, знаменательные для строительства Комсомольска, были повторены тут же, в самом Комсомольске, на берегу Амура, когда началось сооружение гиганта «Амурстали». Время было тяжелое, военное, во всем была нехватка, но молодежь, получив задание партии, и на этот раз умножила славу Комсомольска. Вступив в строй, «Амурсталь» дал сразу столько же продукции, сколько выпускали иные старые металлургические заводы. О масштабах предприятия можно судить хотя бы потому, что его продукция хорошо знакома десяткам предприятий Сибири и Дальнего Востока. Теперь Комсомольск плавит сталь, готовит прокат, и летит по всей стране, по всему миру слава города юности.
Не случайно на берегу великой русской реки Волги, как и на берегу Амура, появился второй Комсомольск: строители величайшего в мире гидроузла в Жигулях увековечили подвиг молодежи и комсомольцев на стройке, назвав новый город строителей и энергетиков Комсомольском.
Советская молодежь беззаветно верна делу партии и готова выполнить ее любое задание. Эта нерушимая верность партии рождает новые победы комсомола.
Партия обратилась с призывом к юным патриотам, к комсомольцам поехать в далекие края осваивать целинные земли. И поднялась на подвиг комсомольская юность. Застучали колеса дальних поездов, увозивших более ста тысяч юношей и девушек в степи Алтая и Казахстана, Южного Урала и Поволжья. В степях выли бураны, но тракторные поезда, взрывая сугробы, уходили с новоселами навстречу метелям и стужам. Теперь весь мир знает о великой победе на целине, о высшей награде, которой удостоили партия и правительство комсомол за проявленную доблесть в освоении новых земель.
Партия обратилась с призывом к молодежи, к комсомольцам ехать на строительство новых заводов и городов, осваивать богатейшие районы Дальнего Востока и Крайнего Севера. И опять зашумела юность в комсомольских комитетах. И опять двинулись эшелоны, увозя более ста тысяч молодых энтузиастов выполнять задание партии.
Отряд комсомольцев - строителей мне привелось встретить на другом конце планеты - на ледниках шестой части света, в Антарктиде. Все ветры земные меркнут перед свирепыми ураганами «Земли белой смерти», все опасности, которыми может угрожать человеку природа, собраны здесь воедино, но ни ураганы, ни лютые морозы, ни зловещие трещины - ничто не остановило бесстрашных комсомольцев. Смертью героев пали в борьбе со стихией, во имя науки комсомолец Иван Хмара и Евгений Зубарев. Были обмороженные, больные, но не было трусов, не было паникеров и нюнь. И вот там я познакомился с комсомольцем Николаем Бураком, строителем дальневосточного Комсомольска. С берегов Амура Бурак отправился в Антарктиду и принес туда славу своего города, славу комсомольцев Комсомольска. Он был первым на разгрузке кораблей, первым на стройке. Все комсомольцы работали так самоотверженно, что коллектив экспедиции решил отметить их подвиг: назвать главную сопку в Мирном Комсомольской.
Мы стояли с Николаем Бураком на Комсомольской, смотрели на мрачные ледники, на крутую океанскую волну, бившуюся об айсберги, и оба вспоминали далекий Комсомольск. Николай говорил о своих друзьях, о комсомольских субботниках, о родном городе, который дал ему ту душевную крепость, какой отличаются обычно смелые, отважные люди.
Тысячи и тысячи комсомольцев, никогда не бывавшие в Комсомольске, вот так же вспоминают город на Амуре, как бойцы вспоминают знамя своей части, зовущее на подвиг.
Ведомый партией, советский народ поднимается к вершинам коммунизма. Победы нашей страны умножаются с каждым годом. Но всегда будем мы помнить подвиг советской юности на берегу Амура и будем гордиться Комсомольском: подвиг его не из тех, что, раз совершившись, уходят в прошлое и становятся историей. Подвиг его вечно живой, многократно повторяющийся, поднимающий на славные дела новые поколения.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К 75-летию со дня смерти В. Г. Петрова
Окончание. Начало см. «Смена» № 10