Прошлым летом на берегу Амура, недалеко от Благовещенска, вырос палаточный городок. Такой же городок раскинулся и на другом берегу.
Покачизаясь на волнах, стоят наготове служебные катера, работают машины - лаборатории, дымят полевые кухни... Все это напоминает собою фронт.
Куда же движется этот фронт, занявший оба берега пограничной реки? Здесь работают две экспедиции: советская - Амурская и китайская - Хэйлунцзянская.
Китайцы называют Амур Хэйлунцзяном - рекой «Черного дракона». Разливы Амура приносят большие бедствия жителям обоих берегов. И для того, чтобы покорить могучую реку, надо сначала изучить ее. Советская и китайская экспедиции - две руки, делающие одно великое дело.
Что же представляет собой эта река «Черного дракона»? Чтобы не донимать специалистов расспросами, давайте сами мысленно совершим путешествие в прошлое Амура.
...1643 год. По таежным приамурским тропам идет со своими товарищами письменный голова Василий Поярков. Устали путники, порванная одежда не защищает от холодного ветра. Но люди упорно продвигаются вперед и достигают устья Амура, чтобы потом, возвратясь с ясашным сбором к себе в Якутск, сообщить воеводе о «нозоприисканной реке».
Пройдут годы, и здесь, на берегах Амура, дальневосточный поэт Петр Комаров напишет пламенные строки, посвященные этим мужественным людям:
Землеходцы прошли босые,
Топором прорубая путь.
Не забудь их, моя Россия,
Добрым именем помянуть.
...1849 год. «Вопрос об Амуре, как реке бесполезной, оставить», - это написал своей рукой Николай I. Надменный вельможа сквозь зубы повторяет скромному морскому офицеру Геннадию Невельскому мнение царя:
- Открытие ваше признано вполне нелепым, ибо противоречит известным авторитетам... Три знаменитых путешественника: российский Крузенштерн, французский Лаперуз и англичанин Браутон, а недавно и Гаврилов пришли к одному выводу: Сахалин - полуостров, и Амур недоступен для кораблей.
В открытом взгляде моряка мелькает усмешка.
- Да, ваше высочество, двести лет истории ушли на то, чтобы исказить истину, известную еще Пояркову! Между тем пролив есть, и нет нашим судам надобности огибать Африку и Азию, чтобы доставить груз из России на Камчатку.
Так «дерзко» смеет рассуждать Геннадий Невельской, командир транспорта «Байкал». Да ему ли бояться слов, если он на деле доказал свою правоту: отправившись в плавание на трех шлюпках, он открыл таинственные морские ворота, соединяющие мелководный Амурский лиман с Охотским морем!
...1956 год. Волны Амура захлестывают возделанные поля. Это последние козни «Черного дракона». Скоро он будет покорен.
Пока инженеры думают о плотинах и каналах, геоморфологи, бродя по горам и ущельям, читают прошлое Амура, чтобы строители не наткнулись на погребенные долины древних рек, не попались в расставленные природой ловушки.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.