Свердловск - город заводов. В нем живут творцы великолепных машин, трудолюбивые люди, снискавшие славу и себе и городу. Но в семье не без урода. Попадаются и такие, которым ничего не стоит запачкать чистое, унизить высокое. Перед слабыми и робкими они наглеют, перед смелыми трусят сами. Этими смелыми людьми оказались комсомольцы Свердловска, организовавшие борьбу против нарушителей общественного порядка. Не случайно, что именно здесь родилась и полетела - по стране легенда о комсомольце - суворовце, который вступил в единоборство с четырьмя хулиганами и вышел победителем. Об этом событии рассказывают по - разному. Одни говорят, что он защищал честь любимой девушки, другие утверждают, что это была посторонняя женщина, к которой приставали подвыпившие парни. Борьба будто бы произошла в трамвае и закончилась тем, что один из хулиганов был убит. Говорят, что суворовца судили и наказали, но молодежь города подняла голос в защиту храброго товарища, и его оправдали.
Мне не удалось встретиться с героем этой легенды. Люди, которым надлежало бы знать о нем, только пожимали плечами:
- Нет у нас такого. Комсомольские патрули есть, штабы есть, а такого не было.
- Но ведь об этом говорят всюду! Один из товарищей объяснил:
- Говорят, потому что всем хочется, чтобы такой герой был. Вероятно, суворовцу приписывают то, что делают наши комсомольские патрули.
После мифического суворовца наибольшей славой борцов с хулиганами в Свердловске пользуются студенты Горного института.
В комсомольском комитете, откуда патрули по вечерам уходят в рейды по улицам города, я рассчитывал встретить суровых блюстителей порядка, а встретил худощавую девушку со значком выпускницы Горного института Тамару Арзамасову. К моему удивлению, она оказалась руководителем «боевых» операций патрулей. Заметив мой недоуменный взгляд, один из студентов пошутил:
- У нас матриархат!...
Пока мы с Тамарой разговаривали о минувших рейдах, в комитет заглянуло несколько человек.
- Готовимся к операции, - объяснила мне Тамара. - Сейчас должны подойти руководители патрулей Борис Харьков и Виллен Судьбин.
В это время дверь отворилась, и вошел Борис Харьков. Он пригляделся к сидевшим, поправил очки и поздоровался со всеми за руку. Когда в комитете появился фотограф патруля и сообщил, что достал десять пленок, Борис заметил:
- Аппаратов надо брать поменьше. А то в прошлый раз наш фотограф попал в рукопашную и чуть не поломал свой «ФЭД».
- А зачем вам аппараты? - спросил я.
- Как зачем? Снимать! После каждого рейда выходит городская газета с фотографиями нарушителей порядка, с карикатурами на хулиганов и спекулянтов.
В комнату с шумом вошел высокий крупнолицый юноша в черной, не по росту короткой шинели. Сжав мою ладонь огромной ручищей, он представился:
- Судьбин!
От него веяло силой и уверенностью. Он небрежным жестом бросил на стол полевую сумку, набитую книгами и тетрадями, тронул ладонью слежавшиеся под шапкой светлые волосы и веско заявил:
- События развиваются!
Судьбин живет за городом, ездит в институт «а автобусе. Кондукторы этой линии часто жаловались на грубые выходки какой - то кучки развязных молодых людей, беспокоивших пассажиров. Горком комсомола поручил Судьбину навести порядок на автобусной линии. После этого поездки на занятия и обратно превратились для него в боевую работу. Появляясь в институте, он охотно рассказывал о своих стычках с дебоширами.
У хулиганов, как правило, есть оружие: шила, ножи и косо заточенные стамески, а у комсомольцев - только кулаки. В критическую минуту они имеют право ими воспользоваться. Однажды комсомольский патруль заметил группу хулиганов, вооруженных холодным оружием. Двух удалось задержать, остальные отступили. Задержанных повели в штаб, а Судьбин во главе части патруля начал преследование отступивших. Преимущество в силе было явно на стороне хулиганов. На одной из пустынных, затемненных улиц они вдруг остановились.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К 50-летию со дня смерти Генрика Ибсена
Письмо из Парижа