Недавно в редакцию «Смены» пришло Письмо из Рубцовского района, Алтайского края: молодые рабочие овцеводческого совхоза просили нас рассказать на страницах журнала о прогрессивном итальянском киноактере Массимо Джиротти.
Миллионам советских зрителей известен этот талантливый киноактер, создавший запоминающиеся образы простых людей Италии. Кто из нас не волновался, следя за трагической судьбой благородного судьи в кинокартине «Под небом Сицилии»! В этом фильме Массимо Джиротти проникновенно играет честного, преданного своему делу человека, стоящего на страже справедливости. Какую бы картину с участием Массимо Джиротти мы ни смотрели, всегда вызывают наше сочувствие те волнующие образы, которые он с таким обаянием и талантом воплощает на экране. Сколько настоящего человеческого горя в переживаниях молодого матроса, так полюбившегося нам в кинофильме «Утраченные грезы»!
Советскому зрителю Джиротти хорошо знаком также по демонстрировавшимся в нашей стране кинокартинам «Мечты на дорогах», «Рим в 11 часов».
Но мало кто из наших читателей знает о жизни этого популярного итальянского киноартиста. Ему 38 лет. Еще в юности, будучи студентом юридического факультета, он страстно мечтал стать актером. Не раз он принимал участие в любительских студенческих спектаклях, не раз на этом любимом поприще испытывал радости и горести, успехи и неудачи. И вот сбылась мечта Массимо Джиротти: он стал артистом, и имя его теперь известно во всем мире.
У себя на родине он находится в первых рядах борцов за мир и горячо защищает итальянскую национальную кинематографию от посягательств официальной цензуры и иностранных киномонополистов. Он питает большие симпатии к нашей стране.
Желая удовлетворить просьбу читателей с Алтая, редакция обратилась к итальянскому киноартисту, чтобы он коротко рассказал о себе и своих планах на будущее.
В начале октября в редакцию «Смены» пришел пакет из Рима. В нем оказались публикуемые здесь снимки и письмо.
Во второй половине октября в Москве будет проводиться «Неделя итальянского кино». Примерно в то же время в Италии состоится «Неделя советских фильмов». Предполагается, что каждая страна покажет около шестнадцати кино картин, причем, разумеется лучших.
Я не специалист в области кино, я, скорее, обычный зритель, любящий этот вид искусства и внимательно следящий за его успехами, достижениями, поисками. Поэтому в моих беглых заметках не будет глубокого, квалифицированного анализа сегодняшнего состояния нашей кинематографии. Я постараюсь лишь высказать отдельные мысли, которые вызывает итальянское кино.
Некоторое время назад наше киноискусство переживало острый кризис. Дело в том, что в период господства фашизма честные, передовые художники не имели возможности говорить о том, что тревожит и волнует итальянский народ. Многие известные мастера кино прервали тогда свою работу, другие отошли от больших проблем действительности, решив снимать кинокартины легкого содержания. Я помню, что в большинстве фильмов того времени действие происходило почему - то всегда в воображаемой Венгрии - счастливой, безоблачной стране, где все люди жили в довольстве, а основным их занятием были танцы, пиры и ухаживание за красивыми женщинами.
Этот период в кино называется у нас «кинематографией белого телефона», ибо белый телефон являлся как бы символом благополучия.
После войны нам, итальянцам, о многом пришлось задуматься. И это не могло не повлиять на развитие нашего искусства. Все сильнее проявлялось в нем стремление к правде жизни, к серьезным проблемам. Неореалистическое течение, зародившееся еще в годы войны, ширилось, вовлекая в свой поток новых и новых деятелей кино.
Одним из первых фильмов, положивших начало счастливому периоду итальянского неореализма, был «Рим - открытый город»,
поставленный Роберто Росселини. Хотя этот режиссер не создал больше ни одной картины, могущей сравниться по своей значительности с «Римом - открытым городом» (за исключением, возможно, только «Паиза», фильма о партизанской борьбе с фашизмом),
итальянское кино бесконечно благодарно ему, первому, кто стал на правильный путь. Это путь гражданского мужества и творческой смелости; это путь любви к правде, какой бы непривлекательной она ни казалась; это путь искренней заинтересованности в жизни людей и проблемах, стоящих перед ними.
Однако я слишком увлекся историей, пора взглянуть на сегодняшний день. Я не могу сказать точно, какие фильмы привезут в Москву мои соотечественники, но слышал, что предполагается показать в числе шестнадцати следующие: «Чувство» - Лукино Висконти, «Неаполитанская карусель» - Амедео Джанини, «Хлеб, любовь и фантазия» - Луиджи Коменчини, «Дорога» - Федерико Феллини, «Умберто Д.» - Витторио де Сика, «Железнодорожник» - Пьетро Джерми, «Джузеппе Верди» - Рафаэлло Матарацио.
Картины эти разнообразно представляют нашу кинопродукцию, причем, по меньшей мере, две из них возвышаются над средним уровнем. Это «Умберто Д.» и «Дорога».
В первом фильме, получившем на Каннском фестивале 1952 года специальную премию, рассказывается о трагической судьбе пенсионера Умберто Доменико Феррари (отсюда и название картины - «Умберто Д.»). Пособия, которое получает старик после тридцатилетней службы в одном из министерств, хватает лишь на то, чтобы влачить нищенское, полуголодное существование. Доведенный до крайности, выгоняемый из квартиры, старый пенсионер пытается просить милостыню, но не может преодолеть в себе чувства человеческого достоинства. Тогда он решает покончить жизнь самоубийством. В последнее мгновение воля к жизни побеждает, но будущее Умберто безотрадно.
Режиссер Витторио де Сика в содружестве со сценаристом Чезаре Дзаваттини не случайно избрал для своего фильма тему судьбы старика - пенсионера. Злободневность ее подчеркивается уже в первых сценах картины, рисующих демонстрацию стариков, которые несут транспаранты: «Больше хлеба!». Пенсионеров, требующих повышения пособий, разгоняет полиция.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.