Волшебная кисть

Дзюн'ити Иваками| опубликовано в номере №706, октябрь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Дзюн'ити Иваками - известный японский литературовед, критик и переводчик. Он многое сделал для того, чтобы познакомить своих соотечественников с советской художественной литературой. Из наиболее крупных произведений советских писателей им переведен «Тихий Дон» М. А. Шолохова.

Статья о великом японском художнике Сэссю (Тойо Ода), 450 - летие со дня смерти которого отмечается по решению Всемирного Совета Мира, написана Дзюн'ити Иваками по просьбе редакции «Смены».

Однажды, когда Сэссю был еще ребенком, отец за шалости привязал его веревкой к столбу. Мальчик кричал и плакал, из его глаз ручьем лились слезы. Вдруг маленького Сэссю осенила счастливая мысль. Пальцем ноги он нарисовал мышь на размокшей от слез земле. И - о чудо! - рисунок начал оживать. Мышь сделалась выпуклой, отделилась от земли и в один миг перегрызла веревку, которой мальчуган был привязан к столбу... Этой красивой, поэтической легендой японский народ как бы воздал должное своему великому художнику за его чудесное реалистическое искусство.

Его настоящее имя было Тойо Ода. Но, постригшись в монахи сорока трех лет от роду, он назвал себя Сэссю и с тех пор подписывал этим именем все свои картины.

Сэссю родился в 1420 году в деревне Акахама, что находится в западной части острова Хонсю. Он вырос среди крестьян, унаследовав от своего отца, в прошлом участника феодальных войн, несгибаемое мужество и трезвый взгляд не жизнь.

С самого раннего возраста Сэссю проявлял необыкновенные способности к рисованию. Когда ему исполнилось двенадцать лет, он отправился в город Киото, являвшийся в то время крупнейшим культурным центром Японии. Там одаренный мальчик начал изучать науки при храме Сёкокудзи буддийской секты Дзэн, учение которой особенно почиталось тогдашней привилегированной знатью - самураями. Пять храмов этой секты, которыми в ту пору славилось Киото, как бы играли роль университетов. Оттуда по всей средневековой Японии распространялась культура Китая, Кореи и других стран.

Сэссю стал учеником Сюнрин`а - высокообразованного священника, познакомившего его с культурой Китая эпохи Сун и Юань. Здесь талантливый подросток также получил первые сведения о китайской школе живописи тушью. Надо оказать, что в те далекие времена многие японские священники и монахи изучали культуру Китая, писали стихи и прозу на китайском языке, а также занимались рисованием, подражая искусству живописцев эпохи Сун. Особенно был знаменит художник Сюбун, создавший много превосходных картин - изображения Будды, цветов и птиц. Как пейзажист, он подражал официальному стилю письма, насаждавшемуся на юге Китая, в Суяской государственной академии живописи.

Изучая науки и живопись в монастыре, Сэссю обратил внимание на творческую манеру Сюбун'а и стал стараггельно вникать в ее особенности. Но со временем Сэссю разочаровался в этом художнике: ему не пришелся по душе казенный стиль его рисунков.

В возрасте тридцати лет Сэссю из Киото переехал в живописнейший утолок Японии - Ямагути, в город, который был наиболее тесно связан с китайской культурой. Сэссю поселился в маленьком храме, продолжая усердно изучать китайское изобразительное искусство. Он трудился не покладая рук, стремясь выработать свой собственный стиль. Постепенно Сэссю стал приобретать известность. В его мастерской всегда толпился народ; сюда часто приходили крестьяне. Все восхищались картинами Сэссю.

Один из друзей художника, по имени Эбо, специально приехал из Киото, чтобы собственными глазами посмотреть на творения Сэссю. Восхищенный мастерством своего друга, Эбо сказал: «Много художников в Киото, но никому из них не сравниться с тобой! Твоими картинами вправе гордиться наша страна».

Эбо был прав. Сэссю действительно становился гордостью Японии. Понимая, что у себя на родине ему не у кого больше учиться, он в 1466 году отправился в Китай. Такая повадка была сопряжена с большими трудностями, но сорокашестилетний художник все же решился на это во имя дальнейшего процветания японского искусства.

Сэссю, проживший в Китае около года, обучался там мастерству живописи у художников Ли Цзая и Чжан Ю - шеня и одновременно знакомился со школой знаменитого художника Сун Ма - юаня. «Главное, что предстоит сделать мастерам кисти Дальнего Востока, - это создать законы перспективы», - к такому выводу пришел Сэссю, изучив различные направления китайской живописи. С такими мыслями вернулся Сэссю на родину. Он решил поселиться снова в Киото. В это время древняя столица Японии была опустошена пожарами, которые то и дело возникали здесь в годы междоусобных феодальных войн. Монахи разбрелись по всей стране. Покидали город и деятели культуры, художники. Сэссю предложили стать живописцем при дворе сёгуна Асикага. Но художник отказался под тем предлогом, что ему как буддийскому монаху не подобает писать картины в золоченых дворцах. В действительности же он просто не хотел, чтобы его искусство служило интересам властителей - аристократов.

Как раз в этот период Сэссю завершил свой «Пейзаж осени и зимы» - изумительное произведение искусства, в которой так реалистически передано ощущение пространства и перспективы. Принято считать, что в «Пейзаже осени и зимы» впервые в истории живописи стран Дальнего Востока утвердились законы перспективы. До этого японские художники, писавшие свои картины тушью, в большинстве случаев изображали природу плоско. А китайские художники еще в эпоху Суя постигли тайну перспективы. Изображавшиеся ими нагромождения скал как бы уходили вглубь пейзажа. Этим искусством овладел и Сэссю.

Художника неудержимо влекло в родные места. И вот, покинув Киото, он снова возвратился в Ямагути. Как и раньше, Сэссю поселился в маленьком храме и посвятил себя созданию новых картин. Вскоре, однако, он переехал в маленький городишко Фунай, что затерялся где - то в северной части острова Кюсю. Там в небольшой мастерской он с присущим ему упорством продолжал совершенствовать свое мастерство.

Произведения Сэссю завоевывали все большую известность. Люди всех сословий, начиная от князей и кончая ремесленниками в купцами, желали приобрести его картины.

Сэссю, безмерно любивший природу родной страны, решил побродить по дорогам Японии, посетить славящиеся своей красотой места Северного Кюсю и западных районов Хонсю. Ради этого он покинул Фунай и вскоре написал множество картин. «Портрет Канэаки Ма - суда», относящийся к этому периоду, до сих пор считается образцом реалистического портретного мастерства. Подлинным шедевром является и так называемый «Длинный пейзаж», написанный художником в 67 - летием возрасте. Эта картина длиной примерно в шестнадцать метров изображает природу Китая в разные времена года. Поросшие соснами горы, башни, домики, люди - все в этой картине изображено в стройной композиционной гармонии, в реалистической манере. «Длинный пейзаж» - совершенно оригинальное произведение выдающегося художника.

Уже будучи глубоким стариком, Сэссю создал еще один шедевр - «Пейзаж, написанный разбрызганной тушью». Эту картину он впоследствии подарил на память своему ученику Дзёсую.

Творческая энергия Сэссю не угасла и в годы глубокой старости. Об этом свидетельствует написанный им в 80 - летнем возрасте пейзаж «Ворота в рай». Каждая деталь этой картины дышит юношеской свежестью, проникнута молодым, жизнерадостным настроением.

Умер Сэссю в 1506 году, в возрасте 86 лет. До последнего дня жизни он не выпускал из рук своей волшебной кисти. Богатейшее художественное наследие Сэссю принадлежит не только Японии, оно является достоянием всего человечества.

Перевод с японского.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены