На экране - Италия

Серджо Борелли| опубликовано в номере №706, октябрь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Фильм рассказывает правду, и поэтому он глубоко волнует нас, итальянцев. Я уверен, что он не оставит спокойными и вас, советских зрителей. Вам, наверное, будет небезынтересно узнать, что в фильме играют не профессиональные актеры, так, роль Умберто Д. превосходно исполняет профессор Флорентийского университета Карло Баттисти. Впервые выступала в кино и юная Мария Пиа Касильо в роли служанки Марии. Для нее этот фильм был счастливым почином, так как теперь хорошенькая Пиа Касильо стала профессиональной актрисой и снимается сейчас во многих кинокартинах.

Второй фильм, «Дорога», относящийся к 1954 году, вызвал после своего появления горячие споры о том месте, которое занимает эта работа Феллини в истории неореалистического направления. Однако ни одна из спорящих сторон не отказывает режиссеру в высоком мастерстве, с каким он рассказал о грубом бродячем цирковом актере Цампано и его помощнице Джелсомине, купленной им у ее бедной матери.

Интересны по художественным качествам, но менее значительны по содержанию фильмы «Чувство» и «Хлеб, любовь и фантазия».

В первом из них перед зрителем предстает история некоей графини, предавшей итальянских патриотов из - за любви к австрийскому офицеру.

«Хлеб, любовь и фантазия» - первая часть трилогии, посвященной перипетиям любви сержанта карабинеров и разбитной деревенской девушки. Это - нечто вроде легкой, веселенькой оперетты без музыки. Картина, по моему убеждению, имела успех, непропорциональный ее скромным достоинствам, и была воспринята прогрессивной итальянской общественностью как частичное отступление от принципов неореализма, как произведение, далекое от насущных проблем сегодняшней Италии. Я не очень хорошо знаю советское кино, но, мне кажется, «Хлеб, любовь и фантазия» - это такая же лакировочная картина, как, скажем, ваши «Кубанские казаки» или «Кавалер Золотой Звезды».

Интересна картина «Джузеппе Верди», которая повествует о творческом пути великого композитора. В отличие от пышных, постановочных фильмов подобного рода, где цвет и оперные арии являются самоцелью, этот фильм привлекает своей безыскусственностью, простотой. Радует то, что личная судьба Верди раскрывается на фоне истории Италии тех лет, в связи с политическими событиями эпохи, а не в традиционном любовно - музыкальном плане.

Итальянское кино сегодня в трудном положении: на пути его развития есть множество серьезных препятствий и нерешенных проблем. Сейчас, например, в Италии идет ожесточенная борьба между неореалистическим и коммерческим направлениями. Первое требует правды жизни, второе - больших сборов. А как угодить вкусу обывателя, как достичь больших сборов? Молчи о неприятных вещах, но пусть зритель, вдоволь насмеявшись или надрожавшись от страха во время сеанса, уйдет из зала довольным и ни о чем не задумывающимся! Конечно, между коммерческим и неореалистическим направлениями происходят иногда компромиссы, и подобный компромисс я вижу в фильме «Хлеб, любовь и фантазия».

Во всех странах кинозрители интересуются в первую очередь актерами и актрисами, подчас забывая о тех, кто творит фильм, но не попадает на экран, - о режиссерах. А это несправедливо: гораздо труднее найти хороших режиссеров, чем исполнителей. У нас, в Италии, много очаровательных актрис и искусных актеров, но по пальцам можно пересчитать постановщиков.

Может иногда показаться, что наши кинорежиссеры не отдают себе полного отчета в социальной и политической значимости своих фильмов. Однако итальянская неореалистическая школа в целом стоит на прогрессивной точке зрения на мир. Это происходит потому, что если даже у деятелей кино совершенно различные политические воззрения, все они искренне стремятся разобраться в явлениях действительности. Но поскольку у многих режиссеров творческая честность и талант приходят в столкновение с неопределенностью их социальных взглядов, то у одного и того же мастера мы видим произведения, взаимоисключающие друг друга. Есть у нас и такие режиссеры, очень талантливые, которые верны себе. Это де Сика, известный вам по фильму «Похитители велосипедов», де Сантис, постановщик фильмов «Рим в 11 часов», «Нет мира под оливами» и других. Многого можно ожидать от двадцатитрехлетнего режиссера Мазелли, поставившего кинокартину «Смятенные», которая рассказывает о судьбах итальянской молодежи в годы войны.

Теперь об актерах, или, вернее, актрисах, ибо в наших фильмах особенно выделяются девушки. О них пишут и говорят очень много не только в наших журналах, но и в зарубежной прессе. Подробности их личной жизни, даже самые интимные, их портреты, рассказы и репортажи об их привычках, любимых кушаньях, туалетах - все это заполняет страницы газет и журналов. Я думаю, вам, советским людям, не очень интересно знать, что, например, Джина Лоллобриджида является одной из самых высокооплачиваемых кинозвезд мира (она получает около 60 миллионов лир за участие в каждом фильме), что она замужем за югославским эмигрантом Милко Скофичем, что ее портреты только в 1954 году были воспроизведены на обложках более четырехсот журналов мира, что, наконец, она единственная итальянка, чья фотография попала на обложку известного журнала «Тайм», а второй итальянец, которого американцы сочли достойным такой чести, не кто иной, как Пий XII, теперешний папа римский.

Вам, повторяю, это неинтересно потому, что вы, насколько я знаю, судите актера по его игре, а не по внешности. Может быть, я скептик, но мне кажется, что заслуга многих наших кинозвезд состоит только в том, что они красивы, фотогеничны и умеют держаться перед кинообъективом естественно и непринужденно. Итальянские кинозвезды, за небольшими исключениями, не выступают в театрах, не знают сцены и, умело и непосредственно ведя себя перед объективом, не выдерживают испытания остаться один на один со зрительным залом. Некоторые наши киноактрисы - это просто красивые женщины, которые ничего не дали искусству и ничего не почерпнули из него для себя. Такова, например, Сильвана Помпанини, которую вы видели в фильме «Утраченные грезы».

Но есть у нас и талантливые актрисы, а не только красивые. Это Лючия Бозе, Джина Лоллобриджида, Сильвана Монгано, София Лорен, Джульетта Мазина и, конечно, Анна Маньяни.

При упоминании имени Анны Маньяни на всех лицах появляется улыбка любви и признательности. Я назвал ее последней, хотя это имя надо называть первым. Анна не так молода и, возможно, наименее эффектна по сравнению с остальными, но она, несомненно, богаче всех своей творческий индивидуальностью и заслуженнее прочих знаменита. В прошлом Маньяни - актриса варьете. Она играла в фильме «Рим - открытый город» и ряде других, помогая своим мастерством утверждению неореалистического направления в итальянском кино.

Карьера многих «звезд» начиналась с участия в конкурсах красоты, которые у нас регулярно проводятся. Так, в конкурсе красоты на звание «Мисс Италия» в 1947 году в городке Стреза встретились три наши будущие киноактрисы. Джина Лоллобриджида, уроженка гористой римской провинции, заняла здесь третье место, уступив первое и второе Лючии Бозе и Джан - не Марин Канале.

Этот конкурс, а также реклама, сопровождавшая его, привели Джину в мир кино, где она вначале играла главные роли во второстепенных фильмах. Первый значительный фильм, в котором Джина приняла участие, был «Внимание: бандиты!» режиссера Карло Лидзани, рассказывающий об одном из эпизодов партизанской войны, и «Провинциалка» - по рассказу Альберто Моравия, инсценированному режиссером Марио Солдати. За этими фильмами последовали «Хлеб, любовь и фантазия», «Хлеб, любовь и ревность» в постановке Луиджи Коменчини, «Ночные красавицы» Рене Клэра, «Римлянка» и ряд других картин, весьма хороших по своим художественным качествам.

Лючия Бозе до прихода в кино работала машинисткой в конторе адвоката, а затем продавщицей в миланской кондитерской. Отец ее, рабочий, изо всех сил пытался воспрепятствовать тому, чтобы его дочь пошла работать в кино, считая этот труд несерьезным: дескать, звезды всходят быстро, а падают еще быстрей, и лучше твердо стоять на земле. Режиссеру де Сантису пришлось немало потрудиться, прежде чем он смог добиться согласия на участие Лючии в картине «Нет мира под оливами». В дальнейшем молодая актриса снималась в фильмах «Хроника одной любви», «Дама без камелий», «Рим в 11 часов», «Смятенные». Последняя картина, в которой участвовала Лючия Бозе, - «Смерть велосипедиста» - фильм совместного испано - итальянского производства. Я не видел эту нашумевшую картину, но говорят, что Лючия играет в ней превосходно.

София Лорен, молоденькая неаполитанка, в первую очередь отличается живостью своего темперамента. Самый значительный фильм, в котором она до сих пор участвовала, - «Золото Неаполя» де Сика. Советские зрители увидят ее в «Неаполитанской карусели» и тогда поймут, почему София так популярна среди итальянской молодежи.

Думаю, что было бы несправедливостью умолчать о некоторых талантливых молодых актерах, уже занявших видное место в итальянском кино. Это в первую очередь Франко Интерленги, начавший сниматься еще мальчиком в фильме де Сика «Шуша», который рассказывал историю двух подростков. Родители Интерленги были очень бедны, и, говорят, заработки мальчика являлись чуть ли не главной статьей дохода семьи. После окончания съемок картины «Шуша» Франко не покинул кинематограф и продолжал исполнять небольшие роли в различных фильмах, а став старше, с успехом сыграл в картине Феллини «Маменькины сынки».

В «Маменькиных сынках» впервые снимался Франко Фабрици. Впоследствии он участвовал еще в ряде кинокартин; ему особенно удаются роли молодых людей, праздных, пустых, надутых, этаких прожигателей жизни.

Наконец, Марчелло Мастроянни. Он недавно окончил Экспериментальный центр в Риме - единственную в Италии школу кинематографического искусства. Мастроянни снимался пока лишь в трех - четырех фильмах, но темпераментная, полная сочного юмора игра молодого артиста сделала его имя популярным среди любителей кино. Кроме того, Мастроянни показал себя не только блестящим киноактером, но и актером драматическим.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Я–11–17

Повесть о приключениях капитана Дементьева (Продолжение. См. «Смену» №№ 17, 18 и 19)