В духе славных традиций

Ник Кружков| опубликовано в номере №682, октябрь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Юбилейная выставка картин студии имени Грекова показала, что наши художники - баталисты умеют воплощать в живописи и графике удивительные черты русского человека, те черты, которые были присущи и солдатам Суворова, и матросам Нахимова, и морякам «Варяга», и доблестным защитникам Сталинграда, и чапаевцам, и бойцам Первой Конной, - мужество, презрение к смерти, стойкость, железное упорство в достижении цели.

Эти черты русского характера удивительны тем, что они сочетаются с внешней мягкостью, лиричностью души, добротой, нежностью. Взгляните на чудесную скульптуру Вучетича «Александр Матросов». Ведь это простой рабочий паренек, который, кажется, - сними с него шинель и боевую каску, - вот сейчас возьмет в руки трехрядную гармонь и пройдется по улице заводского поселка с веселой песней... А ведь подвиг, совершенный им, не уступает подвигам античных героев!

Лишен русский человек картинности. Все он делает просто, и даже героические поступки свои, требующие истинной удали или тяжкого труда, совершает, как будничное, обычное дело, без рисовки и выпячивания своего «я». Всмотритесь в чудесную диораму художников Ин - тезарова, Мальцева и Усыпенко «Альпийский поход Суворова». На переднем плане вы видите русского гренадера - старика в высокой медной «павловской» кирасе. Суров и бесстрашен его взгляд. Вся его фигура - олицетворение непреклонной решимости, воли, смелости.

Невольно представляешь себе этого старика с могучими седыми усами на тихой уличке украинского села, под сенью старого тополя с бандурой в руках. Да и сам Суворов, который виден вдали на белом коне, разве он не был так человечески прост и в огне сражения и в обыкновенной обстановке у ротных котлов с кашей, в походной своей палатке?! Нашлись же у него свои, «суворовские» слова в кровавом бою под Нови, когда, увидев в рядах войск насмерть перепуганного молоденького офицера, он подъехал к нему под градом пуль и спросил: «Боишься? Ничего. Я тоже боюсь». Бой всегда страшен, но геройство состоит именно в том, чтобы уметь преодолевать свой страх во имя долга и чести.

Подвиг крейсера «Варяг»... Один русский корабль против целой вражеской эскадры! Казалось бы, дело столь безнадежное, что единственный выход - выкинуть белый флаг. Но на картине художника Мальцева мы видим, как гордо реет над гибнущим кораблем боевой флаг русского флота, как бесстрашно сражаются моряки, ведя прицельный огонь по эскадре противника. Уже волны захлестывают «Варяга», но «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,

Пощады никто не желает».

Пощады не желают и бронебойщики и пулеметчики под Сталинградом, ведущие неравный бой с тучей фашистских танков (картина п. Евстигнеева); пощады не желают красногвардейцы, идущие в атаку на пехоту Вильгельма II под Псковом («Рождение Красной Армии» - картина Дмитриевского, Евстигнеева и Прокопинского); пощады они не желают, не просят ее - они идут в бой с неудержимым порывом, и отступает враг, и уже заря победы занимается над полем сражения!

Война - это прежде всего труд сотен тысяч людей, тяжкий труд, требующий напряжения всех сил человека. Посмотрите на картину Усыпенко «Переход советских войск через Хинган». Крутой, обрывистый перевал, внизу горный поток, стремительно несущий свои воды, облака где - то совсем над головой, кругом адское нагромождение камней, - кажется, здесь сам черт ногу сломит, а советские воины идут и идут, с танками, с орудиями. Ничто не остановит их! И белозубый солдат в центре картины весело улыбается своим товарищам: «Ничего, пройдем!» Топи, болота, сожженный артиллерийским огнем лес, сумрачный утренний туман, где - то совсем рядом враг, но советские разведчики идут к поставленной цели и дойдут, обязательно дойдут: всмотритесь в их лица, исполненные мужественной решимости. Такова картина Медведева «В тылу у врага». Не сравнивая степень дарования художников, вспоминаешь картину Верещагина «Пусть войдут». И там и здесь явственно ощущаешь упорство и смелость нашего воина: враг рядом, но солдаты в любую минуту готовы его встретить.

«На походе быть бодру, веселу. Уныние свойственно лишь старым бабам...» - это из приказа Кульнева, доблестного героя Отечественной войны 1812 года. И. впрямь, воин наш трудности похода переносил всегда весело, без уныния. Так было встарь, так и теперь. Посмотрите на картину Жигимонта «Солдатская песня»... Рота на походе, бойцы притомились, идти еще много, но вот грянула удалая солдатская песня, и все приободрились, строй держат строго, усталость как рукой сняло. Молодицы у колодца задорно посматривают на бойцов, а впереди, конечно, ликующие мальчишки - самый смелый из них забежал вперед, глядит в рот командиру: придет время, и он будет таким же! Трудна морская служба, но вот выдался час отдыха - и весело на баке: бывалый матрос отпустил соленую шутку, моряки смеются; смех - лучший друг матросской компании, верный помощник в труде. Художнику Бантикову удалось превосходно передать прекрасную черту нашего человека, одновременно мужественного и добродушного, трудолюбивого и веселого...

Суровое дело - война! И наш народ, когда это нужно, умеет воевать. Прадеды, деды, отцы наши умели, и мы умеем.

Военные художники студии имени Грекова воплотили в своих полотнах героизм и мужество нашего человека - его стойкость, его силу, красоту его характера. Они показали также и в живописи и в графике красоту нашей земли - прекрасной нашей Родины, которую так горячо любят советские люди.

Двадцать лет существует студия имени Грекова. Далеко не все лучшие работы были представлены на юбилейной выставке. Многие отличные произведения наших бата - листов - грековцев заняли достойное место в Третьяковской галерее, в Центральном музее Советской Армии, в Центральном Военно - Морском музее... Но и то, что представлено на выставке, оставляет сильное впечатление.

Не все на выставке равноценно. Есть отличные работы, есть и менее удачные, но важно то, что здесь мы видим торжество славных традиций русской батальной живописи, отличающейся своей человечностью, гуманизмом, отсутствием культа грубой солдатчины. От Верещагина к Грекову, от Грекова к его ученикам идут эти традиции правдивости, честности и тесной связи с народом. Особенно отрадно то, что среди художников, выставивших свои картины, много талантливой молодежи. Ей принадлежит будущее, и надо полагать, молодые художники займут достойное место в ряду испытанных, талантливых мастеров кисти.

Чувства, возникающие у посетителя выставки после ее осмотра, можно выразить в нескольких словах: гордость за свой прекрасный народ, за его армию, за свою страну, за нашего человека. Это патриотическая выставка, в том ее сила и значение.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены