Слова, поставленные в заголовке, принадлежат не нам. Они услышаны на Одесщине, в Суворовском районе, из уст диспетчера Измаильской машинно - тракторной станции Николая Стулий.
Часовая стрелка уже перевалила за десять, когда автомашина с Татарбунарского шоссе свернула вправо, на дорогу, ведущую к селу Софьяны, и взорам нашим открылась усадьба этой МТС.
Умело распланированная, застроенная просторными свежевыбеленными зданиями и опоясанная кирпичной оградой в рост человека, она еще издали производила внушительное впечатление.
Но вот массивные въездные ворота. Еще метров полтораста, и мы в конторе станции.
На первой же двери, что против самого входа, табличка с надписью «Диспетчерская», а под ней вторая - «Посторонним вход воспрещен». Однако именно сюда мы первым делом и стучимся. Кто же, как не диспетчер, знает, где в данный момент находится начальство? Мало вероятно, чтобы в такую горячую пору да еще в столь поздний час руководители МТС были на месте.
Так и есть.
- Скажите, директор тут?
- Нет.
- А главный агроном?
- Его тоже нет.
- Так, может быть, секретарь райкома по зоне МТС на месте?
- И его нет. Все еще затемно разъехались по бригадам, так сказать, на передний край. МТС вышла в поле...
Мы представились и спросили Николая Стулия, что он нам в таком случае посоветует.
- А здесь наш агроном - плановик. Вы пока побеседуйте с ним, - сказал диспетчер. - посмотрите мастерскую, нефтехранилище. Если можно так выразиться, ознакомьтесь с тылом посевной, а тем временем я по радиотелефону разыщу директора, секретаря райкома или главного агронома и свяжу вас с ними.
Разговор с плановиком, вопреки всем предположениям, оказался на редкость занимательным. Мы, грешным делом, ожидали, что нас забросают цифрами. А Николай Тимофеевич Середа, отнюдь не злоупотребляя ими, рассказал уйму интересного. Агроном - плановик говорил главным образом о новом, о характерных особенностях нынешней весны, и не в условиях погоды, не в агротехнике, а именно в планировании.
Чем же новым и примечательным в этой области отмечена весна 1955 года?
Николай Тимофеевич обращает наше внимание на стопку скоросшивателей. На корешке каждого из них - название колхоза: имени Ильича. «Путь к коммунизму», «Большевик», «Прогресс», имени Ленина...
- Как раньше планировались посевные площади? - спрашивает агроном Середа и сам же отвечает: - Бывало, из области дадут задание, мы же механически разверстываем его по колхозам. А кому видней, что лучше, выгоднее сеять на той или иной земле? Не области же, конечно, а колхозникам, которые на этой земле живут и трудятся. Но они до недавнего времени в планировании фактически не участвовали. Вот и получались всякие нелепости. Скажем, яровая пшеница у нас из года в год не удавалась, а нам ее асе время планировали. И колхозы вынуждены были ее сеять, хотя и не добирали против озимой с каждого гектара пудов по семьдесят - восемьдесят. Кукуруза у нас вдвое урожайнее ячменя. Тем не менее, ячменя приходилось сеять вдвое больше действительной потребности в нем. В общем, земля использовалась нерационально. С нынешней весны после известного вам постановления мы уже планируем по - иному - не сверху вниз, а, наоборот, снизу вверх. Первое слово дано колхозникам. В этих скоросшивателях лежат планы, разработанные с нашей помощью самими колхозниками. Из колхозных планов сводится общий по всей зоне МТС. И вот что получается. Яровой пшеницы мы больше не сеем. Площадь под ячменем сокращается на сорок процентов. Зато под кукурузой она на треть увеличивается. Наконец, вводим у себя новую высокодоходную техническую культуру - южную коноплю.
Следуя совету диспетчера, мы после беседы с агрономом - плановиком заглянули в машинно - тракторную мастерскую.
В главном проходе ее просторного, высокого и светлого здания, уставленного всевозможными металлообрабатывающими станками, было непривычно свободно и малолюдно. Тракторы давно вышли из ремонта и «разъехались» по полевым станам бригад. Вместе с ними покинули мастерскую и трактористы, всю зиму трудившиеся на ремонте. Большинство рабочих мастерской уже занято подготовкой машин к уборке урожая. Только токарный цех еще работает на посевную.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.