Ленин на субботнике

Вл Бонч-Бруевич| опубликовано в номере №670, апрель 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

В 1920 году первомайский праздник в Москве начался необычно: с утра во все концы города потянулись колонны рабочих и служащих. В спецовках, фуфайках, с лопатами, кирками шагали люди, распевая революционные песни. Сияющие лица, радостные возгласы - все говорило о сильном воодушевлении. Бойко отпечатывая шаг, по - военному строго проходили отряды комсомольцев.

Одно слово звучало в это утро повсюду. Его произносили как приветствие, как призыв. Слово это - субботник.

Владимир Ильич очень любил весенний, радостный пролетарский праздник Первого мая. Он всегда деятельно принимал в нем участие. В этом же году, когда массы проявили стремление отметить свой праздник коллективным творчеством, Ильич был особенно радостен. Он призывал всех принять участие в субботнике.

В Кремле, на площади строились красноармейцы. Было решено, что они тоже примут участие в субботнике: ведь работы было повсюду много. Командиры распределяли людей по участкам, собирали инструмент.

Около девяти часов Владимир Ильич вышел из своей квартиры. Лицо его было как - то особенно взволнованно. Он направился на площадь к казармам, где стояли красноармейцы. Ильич подошел к командиру и поздоровался с ним по - военному.

- Товарищ командир, разрешите мне присоединиться к вам для участия в субботнике.

Командир был смущен. В первый миг он просто не нашелся, что ответить. Но потом овладел собой и сказал:

- Пожалуйста, Владимир Ильич.

Ленин прошел на правый фланг и стал в строй. Радостные возгласы понеслись по рядам: «Ильич будет на субботнике с нами».

Послышалась команда. Строй замер и под звуки оркестра направился к месту работы. В серой кепке и легкой куртке Ильич шагал рядом с красноармейцами - простой и великий, близкий и дорогой.

Все дружно взялись за дело. Разбирали тес, бревна, брусья и укладывали в штабеля. Командиры и красноармейцы стали было уговаривать Владимира Ильича, чтоб он не напрягал свои силы, брал то, что полегче. Все знали, что он еще не оправился после ранения. Но какое тут! Ильич и слушать не хотел. Наоборот, он шел туда, где было особенно трудно, смело подставлял свое плечо под любую тяжесть, с увлечением напевал революционные песни и от души радовался трудовому подъему, который захватил всех.

Когда командир объявил перерыв, Владимира Ильича окружили тесным кольцом. Он шутил, расспрашивал, сам рассказывал. Всем было так легко с ним, так хотелось сделать что - то большое, чтоб Ильич увидел и похвалил. И когда приступили снова к работе, то все трудились с утроенной энергией: присутствие Ленина вдохновляло, вливало новые силы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены