- А, вы здесь? Сегодня не будем заниматься. Дров нет. Черт побери префекта!
Мы встали.
- Нет, постойте!
Учитель взглянул на нас, потом осмотрелся по сторонам, нет ли чего годного для огня. Ничего не было. Одни парты, исцарапанные нашими ножами, и черная доска на хромых ножках. Вдруг учитель улыбнулся, снял пальто и позвал нас во двор. Захватив с собой топор, он направился к мачте. Когда мы расчистили вокруг нее снег, Тудоран взмахнул топором.
Острие легко вошло в трухлявое дерево. Учитель тяжело дышал, но щеки его раскраснелись, и глаза весело блестели. Раза два он бросал топор и настороженно смотрел вдоль улицы. Мы чувствовали, что с ним происходит что - то необычайное, и, видя, с какой поспешностью он принимался вновь рубить, всячески старались помочь ему. Мачта была разрублена на восемь кусков, и мы втащили эти куски в класс.
Дерево загорелось в печке, треща, и распространяя резкий запах краски. Стекла начали быстро оттаивать, мороз уже казался далеким и нестрашным.
Когда кончился урок истории, учитель спросил нас, чем бы мы желали еще заняться. «Географией», - ответили мы. Господин учитель напал медленно говорить. Голос его тоже как будто оттаял, потеплел. Он показал нам, где на карте мира находится Румыния, рассказал, что по запасам нефти она занимает второе место в Европе, после Советской России. Мы чувствовали гордость за нашу страну и даже забыли о всех невзгодах, которые давили нас. Учитель, видя наши сверкающие глава, улыбался.
- Хорошая у нас страна, ребята, да устроена плохо.
А куски мачты один за другим сгорали в печке. Сын цыгана Данчу подталкивал их в огонь.
- Толкай, Данчуле, толкай! - кричали ему ребята.
Когда занятия окончились, Цику Данчу подобрал у печки оставшиеся щепки и спросил у господина учи геля разрешения взять их.
- Чтоб я мог дедушку отогреть, сударь. Прошу вас. Иначе я сожгу его коробку. Замерзнет, бедняга, со своей скрипкой.
- Какую коробку?
- Коробку от скрипки, сударь.
Учитель разрешил взять щепки и еще дал ему три щепотки табаку.
- Возьми, Данчуле, - отдай старику... И не трогай футляра! Слышишь? Не смей сжигать его!
Без мачты предместье казалось еще более унылым. Зато школьный двор стал большим, просторным, как настоящее футбольное поле.
Придя в школу на следующий день, мы увидели, что господин учитель разговаривает в классе с каким - то человеком в фуражке железнодорожника. Человек этот вскоре ушел, и урок начался. Учитель казался рассеянным. Временами он смеялся вместе с нами, но чаще хмурился.
- Много еще от столба осталось, Данчуле?
- Только два куска, - огорченно ответил цыганенок.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Окончание. См. №№ 11, 12, 13, 14, 15, 16