Недавно случилось мне совершить поездку в экспрессе «Москва - Пекин». До отхода поезда оставалось четверть часа, и я вышел на платформу подышать свежим воздухом. Как всегда, на вокзале было людно, но у одного вагона собралось особенно много провожающих. Они окружили плотным кольцом юношей, улыбавшихся счастливо и немного растерянно. Приближалась минута отправления, а провожающие подходили и подходили, приносили какие - то свертки, цветы, книги, журналы.
- Наши ребята уезжают! - сказал кто - то из провожающих. - Домой уезжают, в Китай... Поверите, будто сыновей провожаю. Какие это ребята! Целый год в одном цехе проработали...
Казалось, у вагона собралась одна семья - очень большая, дружная. Пожилая женщина принесла что - то в узелке и наказывала юноше - китайцу, чтобы все было съедено обязательно сегодня: «пока вкус не пропал и корочка хрустит», иначе пирог - не пирог; запыхавшийся паренек, пробившись сквозь толпу, вручил своему приятелю - китайцу только сейчас раздобытую у букиниста книгу, вероятно, очень редкую и нужную; девушки принесли цветы... И вот рупоры возвестили на двух языках, что поезд через две минуты отправится; потом зазвучала традиционная песня «Москва - Пекин», исполненная по - русски и по - китайски.
... Эти трогательные проводы навсегда оставили в сердце светлую грусть воспоминаний; виденное с новой силой всколыхнуло в памяти тот момент, когда комсомолец Аркадий Черняев, легонько прикоснувшись к плечу своего друга Мэн Ши - куна, сказал, стараясь казаться веселым:
- В апреле, значит, прощаемся? Пролетел годик!
Друзья помолчали. Абсолютно разные внешне, они чем - то очень походили друг на друга. Чем же? Разве только молодостью?
Вдвоем им пятьдесят лет, и эти полвека они «разделили» почти поровну, подарив друг другу по одному прожитому вместе году, согретому чудесным теплом искренней юношеской дружбы. В сущности, прожит большой год и сделано немало, но Мэн Ши - куну кажется, что время отнеслось к нему несправедливо: слишком оно торопилось, не дало возможности осуществить все намеченное...
- Эх, ненасытная душа твоя! - сказал Аркадий, стараясь казаться строгим. - Другой за пять лет столько не сделает. А тебе мало?
- Мало! - отозвался Мэн Ши - кун. - Правда, если вспомнить...
И они вспоминают.
Вспоминают, как приехал Мэн Ши - кун в Москву, не зная ни одного русского слова; хотелось поскорее научиться говорить, понимать своих новых друзей, и он старался бывать с ними всюду - в столовой, в клубе, на комсомольских собраниях, в автобусе. Он записывал слова, переспрашивал, повторял про себя трудные фразы, прежде чем отважиться произнести их вслух. Друзья старались узнать побольше китайских слов... «Ци ма ян?» - что означает «как дела?», - всякий раз спрашивали москвичи при встрече с чан - чунцами, если даже встречались каждые пять минут. И Мэн Ши - кун, добродушно улыбаясь, неизменно отвечал по - русски: «Хороши дела!»
Он приехал в Москву, на автозавод имени Сталина, со многими своими земляками, приехал учиться новому для Китая делу - автомобилестроению. Народный Китай, широко развивающий все отрасли хозяйства, строит в числе других предприятий и автомобильные заводы. Первый будет пущен в Чанчуне, и пока там роют котлованы, бетонируют фундаменты, возводят корпуса и монтируют оборудование, нужно научиться делать автомобили. Эта сложная задача должна быть решена главным образом молодежью. Так в свое время и советская молодежь по зову партии пошла строить и осваивать автомобильные и тракторные заводы. Но нам, советским людям, было труднее: у нас не было друзей. Небольшие группы советских рабочих и специалистов, приехавших за опытом в капиталистические страны, были окружены там отнюдь не дружеским вниманием, и стоило это, к слову сказать, немалых денег. Правда, рабочие заводов Детройта искренне желали помочь молодой Советской стране, пытались иногда показать гостям больше, нежели было предусмотрено в учебно - экскурсионных планах, составленных с коммерческой расчетливостью, но делалось это украдкой, когда не маячили перед глазами многочисленные «боссы», которым наказали не показывать русским ничего «лишнего»... Давно ли это было?.. А вот уже и к нам приезжают учиться!
Мэн Ши - кун с первого же дня почувствовал, что москвичи рады поделиться с ним буквально всем, чем богаты. И ему хотелось увидеть как можно больше, недаром же народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!» Вместе со своими земляками Мэн Ши - кун проводил долгие часы, дни, недели у истоков больших и малых технологических рек и речушек, несущих со всех концов завода тысячи и тысячи разнообразных деталей, из которых сначала собирались «узлы», а потом и машины.
Трудоемкое автомобильное производство, связанное бесперебойным потоком, - это большая точная наука, требующая широких, разносторонних знаний. Нужно иметь отчетливое представление обо всем производстве, чтобы уверенно и продуктивно работать на отдельных его участках.
С новой силой прозвучал для Мэн Шипуна ленинский завет: «Учиться, учиться и еще раз учиться!». Теперь эти бессмертные слова он уже мог произнести не только по - китайски, но и на языке великого народа, давшего миру Ленина.
Он готовился в институте к работе по другой специальности, но перед поездкой в Москву выяснилось, что придется стать конструктором автомобильных кузовов.
- Небось, не хотелось переключаться? - спросил однажды Аркадий Черняев.
- Это нужно! - ответил Мэн Ши - кун. Аркадий понял, что Мэн Ши - кун, как и другие китайские рабочие и специалисты, не любит громких, «красивых» фраз, но все, что он делает, проникнуто высокими идеями и подлинным патриотизмом. Короткая фраза - «это нужно!» - была понята Аркадием так: «Это нужно Китаю, это нужно народу, - значит, это главное и в моей жизни». Вспомнились чудесные стихи, написанные когда - то Мао Цзэ - дуном:
Облака пролетают, как снег, холодны, Гуси к югу летят - в милый, отческий край. Если мы не дойдем до Великой Стены, - Значит, мы недостаточно любим Китай...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.