Читая стихи Маяковского с эстрады вот уже двадцать пять лет, я с каждым днем все больше убеждаюсь в том, как близок и дорог нашей молодежи великий советский поэт.
Мне неоднократно приходится выступать в студенческих аудиториях, на молодежных вечерах, в школах, и неизменно я вижу горящие восторгом глаза, чувствую, какую глубокую любовь снискал Маяковский в юных сердцах Эта любовь зародилась еще в те годы, когда поэт без устали выступал сам.
- На сотни эстрад бросает меня, На тысячи глаз молодежи, - говорил Владимир Владимирович.
Горячая любовь советских людей к кипучей, устремленной в будущее поэзии Маяковского налагает на нас. чтецов его произведений, особую ответственность. Нужно донести до зрителя всю глубину содержания его прекрасных творений, могучие поэтические образы, помочь уловить их внутренний смысл.
Моя творческая жизнь чтеца тесно связана с поэзией Маяковского. Не случайно именно его произведениям был посвящен мой первый концерт в 1931 году. Я читал тогда стихи о поэтическом творчестве, о «месте поэта в рабочем строк». Это были: «Во весь голос», «Разговор с фининспектором». «Юбилейное».
Затем я подготовил стихотворный монтаж, посвященный В. И. Ленину. В него вошли отрывки из поэмы «Владимир Ильич Ленин», стихотворение «Ленин с нами», а также стихотворение - песня «Комсомольская».
Впоследствии я включил в свой репертуар две главы из поэмы «Хорошо!», а в 1953 году закончил подготовку и впервые прочел целиком это замечательное произведение.
У слушателей стихи Маяковского пользуются неизменным успехом. Волна горячей благодарности поэту каждый раз буквально захлестывает зал, вызывает бурю аплодисментов. Нередко стоишь на сцене и вместе со всем залом от души аплодируешь поэту, его неумирающим образам.
Но не так - то легко чтецу овладеть поэзией Маяковского. Четверть века назад, приступая к работе над произведениями Маяковского, я мучительно думал о том, как их читать. Это очень сложный вопрос, если принять во внимание, что Владимир Владимирович сам был таким чтецом, с которым не мог сравниться никто из артистов. Современники поэта помнят, как, заложив руки в карманы брюк, развернув широкие плечи, он наступал на аудиторию, покоряя ее своей удивительной поэтической взволнованностью, мощью и тончайшими интонациями голоса.
Сначала мне показалось, что нужно стараться донести до зрителя только содержание, смысл произведения. Тогда я недооценивал значение раскрытия поэтического образа, не обращал должного внимания на поэтическую форму.
Дальнейшая моя работа над поэзией Маяковского была направлена к овладению сочетанием содержания и формы его творчества. Я понял, что надо стремиться к максимальной простоте исполнения произведений поэта - простоте, соединенной с глубочайшим пониманием их ритмической, образной и языковой природы. Над решением этой задачи я продолжаю работать и теперь.
У нас в стране много и хорошо читают Маяковского. Это показал последний конкурс на лучшее исполнение его произведений, проходивший в Центральном доме работников искусств.
Не говоря уже о таких выдающихся исполнителях произведений Маяковского, как В. Н. Яхонтов и замечательный русский артист В. И. Качалов, хорошо читают произведения Маяковского В. Аксенов, С. Балашов, Л. Кайранская, Н. Першин, Н. Голубенцев. Выросла целая плеяда способных молодых исполнителей стихотворений поэта - Г. Сорокин, Ю. Мышкин, Я. Смоленский, А Познанский, Г. Гончаров, В. Токарев и многие другие.
Сейчас уже не может быть речи о непонятности поэзии Маяковского. За двадцать пять лет, прошедших со дня его смерти, сравнительно узкий вначале ручеек народного признания Маяковского превратился в широкую реку. С каждым днем великий поэт становится все ближе советским людям, понятнее, дороже.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.