Немало зим минуло с тех пор, когда скромный московский чертежник Николай Струнников поразил мир своими невиданными победами на катках России и Скандинавии, но имя его не забыто. Ежегодно, по установившейся традиции, сильнейшие скороходы Москвы выходят на старт, чтобы оспаривать приз имени Струнникова. И каждый, кому доводится участвовать в этом состязании, - будь то опытный спортсмен или новичок - с особым волнением выходит на лед.
Стать победителем в соревнованиях на приз знаменитого скорохода - это значит принять эстафетную палочку русской конькобежной славы. Легко представить, какое чувство испытывал молодой конькобежец, слушатель Военно - артиллерийской академии Юрий Сычевой, когда судья объявил его победителем забега на 500 метров, забега, в котором разыгрывался приз Струнникова. Это произошло в одно из декабрьских воскресений позапрошлого года на стадионе «Динамо». В тот же вечер на залитой огнями беговой дорожке другого столичного катка - «Красное знамя», где разыгрывался приз газеты «Советский спорт», победительницей оказалась Лена Сычевая. И в этот же день на ледяном кольце стадиона «Труд» первой пересекла лиловую черту финиша девочка - подросток Лида Сычевая.
Немало пришлось в тот день пережить отцу конькобежцев Сычевых, слесарю одного из московских заводов Ивану Ивановичу Сычевому.
Уже с утра Ивана Ивановича одолевала забота: за кого ехать «болеть»? Надо бы ехать туда, где выступает сын, ведь ему предстояло мериться силами с известными мастерами, но сердце тревожилось и за Лену с Лидой. Поразмыслив, он все - таки поехал туда, где Юрий защищал спортивную честь семьи Сычевых. Глядя на легкий, плавный бег сына, Иван Иванович невольно вспоминал свои молодые годы, когда он был одним из лучших конькобежцев клуба «Красные Сокольники».
Вечером в маленьком домике на тихой Охотничьей улице в Сокольниках Ивана Ивановича встретила младшая дочь, Лида, радостной вестью:
- Папочка, выиграла!
Более сдержанная, спокойная Лена молча протянула отцу золотисто - красную грамоту.
Когда все улеглись спать, Иван Иванович вынул из комода заветную тетрадь - «фамильную спортивную летопись», как шутливо называют ее в семье, - и, надев очки, сделал очередную запись.
Аккуратно, день за днем, он отмечает в этой тетради каждый шаг своих детей на пути к спортивному мастерству. Из записей можно узнать, когда Юрий установил впервые рекорд страны для юношей, можно узнать и о более скромном событии - первом выходе Лиды на лед на коньках.
Иван Иванович перелистывает пожелтевшие страницы «семейной летописи». Далеко не все записано в ней. Разве расскажешь в этих скупых заметках о том, как шлифовались характеры детей - спортсменов, сколько труда потрачено ими на то, чтобы достичь таких результатов и вместе с тем сохранить в школьных табелях и студенческих зачетных книжках только «пятерки» и «четверки»?
... Это началось еще в суровые годы Отечественной войны. Жили Сычевые тогда в Раменском. Юра, хоть и мал был, а в доме первый помощник: матери дров принесет, за хлебом сбегает в магазин. Отец работал по две смены, в душе крепко переживая, что не может повести сына на каток. И как же он был изумлен, когда однажды вечером увидел на замерзшем озере Юру! В старенькой, с короткими рукавами шубейке сынишка старательно шаркал ногами по льду. К большим, не по размеру, валенкам были прикручены веревочками коньки, огромные, потемневшие от времени, все в зазубринах и вмятинах.
- Где ты такие страшилы раздобыл? - спросил отец.
- На базаре у одного деда купил.
С этими «страшилами» Юра расстался только после войны, когда отец подарил ему беговые коньки. Юра к тому времени был уже неплохим конькобежцем: учеба на Раменском озере пошла впрок.
Первым его наставником и учителем был отец. Все, что знал и умел, он старался передать сыну, но вскоре над Юрой взял шефство более опытный учитель. Однажды зимним вечером к Юре Сычевому забежали его дружки - Толя Новоселов и Юра Демин.
- Бери, Юрка, коньки, айда на каток!...
По дороге они рассказали:
- Эх и тренер хороший на «Труде» появился! С ним позаниматься зиму - все рекорды побьешь.
И действительно, Анатолий Михайлович Кроткое оказался хорошим тренером. Он так любил свое дело, так умел подойти к каждому из своих питомцев, что сразу завоевал симпатии ребят.
С этого времени Юра и стал по - настоящему заниматься конькобежным спортом. Как - то получилось так, что с ним повадилась ходить на каток и Лена. Сперва ребята относились к ней свысока: дескать, нечего здесь девчонке делать. Но «девчонка», которая уже давно тайком бегала на старых коньках брата, не уступала на льду мальчикам.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.