Ежегодно московская фабрика «Диафильм» выпускает до семидесяти диапозитивных фильмов, которые так пришлись по душе нашим школьникам. Темой для этих фильмов служат и увлекательные народные сказки и рассказы о выдающихся путешественниках, деятелях науки, искусства. Немало диафильмов создано по произведениям классиков русской литературы и советских писателей.
Недавно фабрика выпустила новый цветной диафильм «Хождение за три моря», сделанный по сценарию Ф. Флорич, рисунки художника А. Лурье.
... В середине XV века на юго - западном берегу Каспийского моря лежало небольшое государство Шемаха.
Весной 1466 года группа тверских и московских купцов снарядила караван и водным путем, по Волге, отправилась в Шемаху. Возглавил караван смелый, предприимчивый купец из Твери Афанасий Никитин.
Начались шестилетние странствования Никитина по чужим краям. Вначале он попал в Баку, «где огонь горит неугасимый», затем Каспийским морем переправился в Иран. Многие города посетил тверской купец и наконец прибыл в Ормуз, стоящий на берегу Персидского залива. Отсюда Никитин поплыл по «Индийскому морю» в Индию.
Индусы не чуждались русского путешественника, охотно знакомили его со своей жизнью. Все, что Никитин видел и слышал, он записывал в дневнике.
Тоска по родине заставила Никитина в 1472 году отправиться в обратный путь. Трудным было возвращение. Целый месяц гоняли бури утлое суденышко и наконец прибили его к африканскому берегу. Только осенью Никитин добрался до третьего. Черного моря, но домой так и не вернулся: он умер в дороге. Товарищи доставили в Москву тетрадь Никитина, в которой он записывал свои впечатления. Эти путевые записки в позднейших изданиях получили название «Хождение за три моря».
Дневник Афанасия Никитина представляет большую ценность для науки. Никитин первым
из русских побывал в Южной и Юго - Восточной Азии. Он дал подробное описание нравов и обычаев далекой Индии за 25 лет до того, как путь в эту страну из Европы был открыт знаменитым португальским путешественником Васко да Гама.
Записки Никитина и послужили материалом для создания нового диафильма. Основой всякого диафильма является литературный сценарий, либо специально написанный, либо составленный по готовому художественному произведению, как было с картиной «Хождение за три моря». Текст сценария обычно готовится в виде так называемого кадроплана - рассказа, разбитого на отдельные кадры.
Художник А. Лурье, ознакомившись с написанным Ф. Флорич кадропланом, начал тщательно изучать материал, характеризующий эпоху, в которую жил Никитин, костюмы, быт людей, архитектуру тех стран, где побывал тверской купец; затем раскадровал весь диафильм - сделал пробные маленькие рисунки - эскизы. По ним можно было уже судить о композиции как всего диафильма, так и каждого кадра в отдельности, о типажах героев. После этого художник сделал 50 законченных цветных иллюстраций по количеству намеченных кадров.
Следующий этап работы - съемка. Специальным фотоаппаратом оформленные рисунки снимались на пленку. Получился негатив. Далее в копировальном отделе на особых копировальных машинах отпечатали непрерывную позитивную пленку (каждую минуту такая машина выпускает 4 тысячи кадров). Потом пленку проявили, высушили и разрезали на отдельные фильмы. Диафильм готов.
Огромными тиражами выпускает фабрика свои фильмы. Каждый год только юные зрители получают до 6 миллионов экземпляров цветных и черно - белых диафильмов. Они помогают школьникам в учебе, знакомят их с лучшими произведениями литературы и искусства, расширяют кругозор.
На вкладках журнала «Смена» воспроизведены отдельные кадры из нового цветного диафильма.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.