По вечерам в центре Софии приветливо распахиваются двери красивого здания на улице Дондукова, пропуская юношей и девушек на спектакль в Народный театр молодежи.
Трудный и сложный путь становления и творческих исканий прошел этот театр за десять лет своего существования.
Он был организован как Театр для детей. Вначале на его сцене ставились только инсценировки народных сказок. Юные зрители с восторгом встречали каждый новый спектакль, и нередко можно было встретить во дворах и на улицах ребят, игравших в «Кота в сапогах» или в «Город мастеров». Но малыши росли, становились старше, серьезнее, и, естественно, на сцене любимого театра им хотелось увидеть пьесы о своих сверстниках, о дружбе, о школе. Театр, конечно, не мог оставить без внимания законные требования зрителей. Так в репертуаре появились пьесы для юношества.
В 1952 году коллектив театра пополнился молодыми актерами. Это были выпускники Высшего театрального училища: Софка Каранашева, Владислав Молеров, Коста Цонев, Георгий Костов, Михаил Парменов. Пришли и молодые режиссеры: Герда Луканова, Цветана Стоянова, Лиляна Тодорова. Художественным руководителем театра стал Желчо Мандаджиев, окончивший Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского в Москве. Не прекращая работы над детским репертуаром, коллектив решил поставить спектакли, которые взволновали бы молодых строителей новой жизни, затронули бы важные жизненные вопросы.
Постановка таких пьес, как «Юность отцов» Б. Горбатова, «Полковник Фостер признает себя виновным» Роже Вайяна, «Гроза» А. Островского, потребовала от всей труппы упорного, напряженного труда.
Нелегко было завоевывать популярность у зрителей. Жители Софии привыкли думать, что на улице Дондукова попрежнему играет детский театр; вечерние спектакли взрослая публика посещала мало. Но театральный коллектив настойчиво добивался своего: на заводы, фабрики, в институты посылались специальные приглашения, после премьеры в зрительном зале устраивались широкие обсуждения спектаклей.
Всеобщее признание нового театра началось с постановки пьесы болгарского драматурга Орлина Василева «Счастье». Показывая судьбы людей в буржуазной Болгарии, рассказывая об их борьбе против фашизма, театр своим спектаклем утверждал, что настоящее счастье - в борьбе за свободу народа.
Почти все главные роли в спектакле были поручены молодым артистам. Роль Дамяна исполнял Иван Тонев, знакомый советским зрителям по кинофильму «Песнь о человеке». Актер создал убедительный, живой образ коммуниста, пламенного борца против фашизма.
Один из сложнейших образов пьесы - Невяну - убедительно раскрыла Пенка Мандаджиева. Талантливая актриса уже давно выступает на сцене. Она сыграла множество самых разнообразных ролей. С большим успехом Пенка исполняет, например, роль Катерины в «Грозе».
По - новому в «Счастье» раскрылось дарование артистки Лоры Керановой. Прежде она удачно выступала в ролях мальчиков. Здесь же Керанова остро и интересно сыграла роль старухи - бабы Радки.
Спектакль «Счастье» пользуется большим успехом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.