На мгновение наступило неловкое молчание. Возле сцены стоял пожилой венгерский рабочий. Вызывающе глядя на юношей, он тем же тоном спрашивал:
- Танцуете вы хорошо, а вот умеете ли работать?
Ребята переглянулись... Володя, один из солистов ансамбля, соскочил с эстрады и решительно направился к станкам. Кто - то, догадавшись, в чем дело, накинул ему рабочую куртку поверх шелковой рубахи. Не говоря ни слова, Володя привычно осмотрел токарный станок и уверенно включил мотор. Из - под резца поползли завитки металлической стружки. Лихой танцор не отошел от станка, пока не выполнил всю дневную норму, а сделал он это всего за два часа.
Трудно сказать, что больше привело венгерских товарищей в восторг - удалая пляска или это показательное «выступление» у станка. Когда Володя, остановив станок, поднял над головой сверкающую деталь, в цехе снова раздались аплодисменты.
Старый рабочий пожал Володе руку.
- Ну и молодец! - восхищенно сказал он. - Танцуешь, как мастер, работаешь, как артист. Нашей молодежи есть чему поучиться...
Этот случай произошел летом 1949 года в венгерском городе Кечкемете в дни третьего Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
Молодые свердловчане рассказали венгерским рабочим историю своего ансамбля. Он возник еще во время войны, в 1942 году. Его участниками были ученики школ ФЗО и ремесленных училищ. Им приходилось выступать в госпиталях, на заводах, в воинских частях. С 1946 года ансамблем бессменно руководит большой энтузиаст и знаток народных танцев, балетмейстер одного из театров Свердловска А. П. Полечкин. Упорно работая над программой, молодой талантливый коллектив добился одного из первых мест на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности, его послали на фестиваль в столицу Венгрии.
Это была чудесная поездка. За двенадцать дней ансамбль тридцать три раза выступал в различных венгерских городах. Повсюду свердловчан встречали тепло и приветливо. Особенно праздничными были встречи в Будапеште. В большой семье молодежи всех стран участники танцевального коллектива нашли много друзей.
... С тех пор прошло шесть лет. Состав ансамбля почти полностью обновился. Многие его участники окончили училища и работают теперь на заводах. Но они не забывают родной коллектив, несколько человек вообще не захотели расставаться с ансамблем. Работая на заводах, они находят время участвовать в новых постановках. Лучшие солисты коллектива - мастер Павел Фомин и токарь Надежда Сорочинская - работают на «Уралмаше». Не оставляют своих рабочих профессий и другие артисты ансамбля. Нина Сахарова - радиомонтажница, Сергей Дятлов - мастер производственного обучения ФЗО, Галина Лобарева - огранщица.
На заводы, в институты, в театры уходят трудиться воспитанники ансамбля, но творческая жизнь коллектива не прерывается: на смену приходит новая, талантливая молодежь.
Молодые свердловчане укрепляют дружеские связи с зарубежной молодежью. В прошлом году группа солистов ансамбля в составе советской делегации совершила поездку по Финляндии. Творческое содружество с молодежью других стран обогащает репертуар ансамбля. И не случайно так хорош венгерский «Чардаш», исполняемый свердловчанами: ведь его помогали ставить студенты из Венгрии, обучающиеся в Советском Союзе.
Дружная и настойчивая работа всегда приносит хорошие плоды. На последнем смотре художественной самодеятельности трудовых резервов свердловский ансамбль показал высокое мастерство. Он получил почетное право представлять советскую молодежь на фестивале в Варшаве.
Готовясь к поездке на фестиваль, участники ансамбля ознакомились с историей Польши, прочитали книги польских писателей, просмотрели польские кинофильмы. Ансамбль приготовил к показу на фестивале свои лучшие номера - стремительную «Огневушку», плавную «Черемуху», лихой «Уральский перепляс» и шуточные танцевальные миниатюры.
Перед отъездом в Варшаву староста ансамбля Сергей Дятлов заявил:
- С огромной радостью и гордостью за советское искусство готовимся мы к выступлениям на фестивале. Нет сомнения, что эта встреча демократической молодежи всех стран послужит укреплению мира, дружбы и счастья на земле.
Когда выступает Белорусский народный хор, исчезает ощущение, что на сцене артисты. Впечатление такое, будто праздничным днем вышли на улицу парни и девчата в нарядных национальных костюмах. Сама молодость - неиссякаемая в веселье, стремительная в движениях, звонкая в песне - предстает перед зрителями.
... Точно на речных волнах закачались венки, сплетенные девушками в купальскую ночь. Это хор поет народную песню «Реченька». Ее мелодия, лиричная и задушевная, навеяна красотой белорусской природы. «Реченьку» знают по всей республике - и в Полесье, и на Могилевщине, и на берегах Немана.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Продолжение. См. № 11, 12, 13