Замечательный певец русской природы Михаил Михайлович Пришвин был страстным фотографом. Еще в молодости с громоздким фотоаппаратом и охотничьим ружьем он любил бродить «в краю непуганых птиц». Не случайно первая книга М. М. Пришвина была иллюстрирована снимками, сделанными самим автором.
Каждый из пришвинских снимков свидетельствует об удивительной наблюдательности, умении видеть мир во всем его богатстве и многообразии. Тут и весенние сережки ольхи, и не растаявшая еще белая полоса дороги на фоне черной пашни, и бурные весенние потоки, и лесные лужицы, прихваченные с краев морозцем, и серебристые нити паутины со сверкающими каплями росы...
Иные идут по лесу, не замечая множества мелких, но выразительных деталей. По - другому видел лес Пришвин. Однажды он заметил на снегу след зайца. Это так заинтересовало его, что, выбрав наиболее выгодную для съемки точку, он сфотографировал след косого, затерявшийся где - то под завалом кустарников. А вот другой снимок - хрупкая елочка, придавленная снегом. Кажется, пройдешь совсем рядом и не обратишь на нее никакого внимания, но острый глаз художника приметил в лесной чащобе это одинокое деревцо.
... Как - то ранним зимним утром М. М. Пришвин увидел из окна своего загорского дома медведя. Зверь покорно следовал за поводырем, громыхая цепью. Отец пригласил цыгана к себе и попросил его некоторое время остаться у нас со своим питомцем. В то время отец часто фотографировал игрушечного мишку на фоне живой природы. Он, видимо, задумал создать сказку, а для этого ему понадобился еще и живой медведь. Помню, с каким увлечением он снимал в лесу плюшевого медвежонка рядом с мохнатым лесным жителем. Во время съемок произошел, между прочим, курьезный случай: подвыпивший цыган нечаянно упустил медведя и потом долго гонялся за ним по лесу...
В альбоме отца сохранилось много фотографий, на которых запечатлена богатейшая природа советского Приморья.
Когда М. М. Пришвин бродил с ружьем по нехоженым таежным тропам или, притаившись, часами подкарауливал в степи какого - нибудь зверя, под рукой у него всегда был фотоаппарат.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Продолжение. См. №№ 11, 12, 13, 14, 15