Кинооператору Александру Ренкову часто звонят по телефону: «Саша, сможешь поджечь город?...» или: «Как утопить корабль?...» Это не праздные вопросы. Ренков действительно поджигает города, топит корабли, превращает сто человек в тысячу, строит сказочные дворцы. Но, разумеется, в жизни он может совершить чудес не больше, чем любой из нас. Он творит чудеса на экране.
Для фильма «Борис Годунов», над которым А. Ренков работает сейчас, нужно было сиять пожар города Кроны. В студии выстроили макет, облили его горючим и подожгли. Самая крупная постройка макета - собор - не превышала двух метров, а в этом же кадре должны были действовать люди - войско, покидающее город. Тогда обратились к методу «оптического совмещения». Он заключается в том. что объекты съемки располагаются на различных дистанциях от аппарата. Благодаря этому на экране изменяются масштабные соотношения предметов. В «Борисе Годунове» войско снималось на значительно большем расстоянии, чем горящий макет. Подобные оптические «обманы» широко применяются в кинопроизводстве.
Вспомните фильм «Веселые звезды». Комбинированные съемки здесь проводили В. Горбачев и А. Ренков. Для Александра это была первая самостоятельная работа. Семнадцатилетним юношей пришел он на студию учиться увлекательной профессии кинооператора комбинированных съемок. Его учителями были сначала старший брат. Николай, а затем - В. Горбачев. Работа над фильмом «Веселые звезды» явилась полноправным содружеством учителя с учеником.
В этом фильме был использован метод «блуждающей маски». Он разработан и впервые применен в советском кинематографе В. Горбачевым. Кстати, в зарубежном цветном кино этот метод не освоен и поныне.
По ходу действия кинокартины артисты Миров и Новицкий совершают полет на аттракционе «иммельман». Этот полет снимался в павильоне. Самолетик с актерами подвесили перед громадным черным экраном. Актеров обдувал «ветродуй». кабина раскачивалась, создавалось полное впечатление полета. После этого необходимо было доснять фон. Но если дважды снять на одну пленку, то первое изображение засветится. Тут - то на помощь приходит «маска». Она одновременно снимается на специальной пленке и представляет собой непрозрачные силуэты, повторяющие. словно теня, все движения актеров.
«Маску» наложили на снятую пленку, и ее тени точно закрыли изображения Мирова и Новицкого. Пленки снова зарядили в аппарат. прикрепили его к самолетику аттракциона, и аппарат заснял фон. Этим же методом снимали эпизод с куклой, роль которой исполняла Рина Зеленая.
Фон при подобных съемках может быть любым. Для фильма «Адмирал Ушаков», например, выстроили в павильоне палубу корабля, отсняли на ней игровые сцены, а фон «доснимали» много позже, на Черном море.
Ни один современный кинофильм не обходится без комбинированных съемок, и чем менее заметны для глаза зрителя эти «чудеса», тем выше считается их качество.
Недавно поставили перед Ренковым задачу: снять сцену, в которой актер стоит на крыше сарая, пула пытается забраться разъяренный тигр. Проще всего загородить актера решеткой. Но решетка «разрушит» сцену. Ренков предложил поставить решетку на крышу сарая: за ней будет скрываться не актер, а дрессировщик, который дразнит тигра. Но все это оператор прикрыл перед объективом аппарата маленьким зеркальцем, в котором должна отражаться крыша другого сарая, выстроенного в безопасном отдалении. На этой крыше будет находиться актер. На пленке же прыгающий у стены тигр и зеркальное отражение крыши с актером соединятся в один кадр.
За последнее время А. Ренков разработал немало новых кинотрюков. На экране - стадо разъяренных зубров, преследующих мальчика, океанский корабль, погружающийся в воду... Все это снималось чрезвычайно просто. Светонепроницаемой заслонкой прикрывали левую часть кадра и снимали бегущего мальчика, ведя за ним аппарат. Потом заслонка переносилась на правую часть кадра, и на перемотанную пленку снимались зубры. «Топя» корабль, Ренков закрывал его перед аппаратом до ватерлинии и медленно, толчками. поднимал объектив кверху, а затем на нижнюю, незасвеченную часть пленки он снял неподвижное море с плывущими лодками.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.