Другой на месте Ренина был бы очень польщен похвалами влиятельного критика. Но Репин, как это ни странно звучит, даже рассердился на своего восхвалителя.
«Так придти в восторг от портрета Мусоргского! - упрекал он Стасова за его дифирамбы. - Это просто невообразимо!... Одного не могу я понять до сих пор, как это картина Сурикова «Казнь стрельцов» не воспламенила Вас!»
Выражать неудовольствие критику, расточающему тебе похвалы, и в то же время требовать от него, чтобы он хвалил не тебя, а другого, - мало найдется примеров такого благородного и бескорыстного отношения к искусству.
Через две - три недели он прислал Стасову другое письмо, еще более резко выражающее то же недовольство:
«Мне эта статья не понравилась, она похожа на рекламу, страдает преувеличенностью и сильным пристрастием... А более всего я сердит на Вас за пропуск Сурикова. Как это случилось?! После комплиментов даже Маковской... вдруг пройти молчанием такого слона!!! Не понимаю, - это страшно меня взорвало».
Конечно, в краткой журнальной заметке нечего и пытаться изобразить такого титана, как Репин. Мне только хотелось напомнить молодому читателю о тех поучительных чертах его личности, которые так характерны для лучших людей нашего великого прошлого.
... Если вспомнить о феноменальной, всегда изумляющей скромности Репина, о его титанической страсти к работе, о его спартанской суровости к себе, к своему дарованию, о его влюбленности в искусство, о демократичности его быта, его мыслей и чувств, станет ясно, что это был не только гениальный художник, но и человек гениальный, не только мастер замечательной живописи, но и мастер замечательной жизни. Все, что есть прекрасного в русском характере, совместилось в его обаятельной личности, о которой еще Гаршин писал: «Какое милое, простое, доброе и умное создание божье этот Илья Ефимович и при этом еще, насколько я мог оценить, сильный характер, при видимой мягкости и даже нежности... Я рад, что живу в то время, когда живет Илья Ефимович Репин».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.