За широким окном моей комнаты ранней весной расцветают розовые персики и белая алыча. Я всегда любил наблюдать, как на их крохотных лепестках копошатся проворные, с красными полосками шмели. Вот и сейчас, в погожее, ясное утро, они упорно трудятся, перенося на своих мохнатых лапках невидимую пыльцу.
В распахнутое окно влетела бабочка - лимонница. Она села на синий бархат скатерти, пошевелила маленькими желтыми крылышками и улетела прочь, потревоженная порывом ворвавшегося в комнату легкого ветерка.
В дверях стоял мой старый знакомый лесник Сафар Али. Он звал меня в горы.
- Тяжел и долог наш путь, агроном, - говорил старик, разглаживая свою широкую белоснежную бороду. - Но еще наши отцы говорили: дорогу осилит идущий. Осилим и мы ее.
И вскоре мы тронулись в путь. Я молча наблюдал за менявшимися пейзажами заповедного Гирканского леса, восхищался великолепной щедростью природы. Вспомнились слова Тютчева:
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
И в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Южный лес неповторим. Он пленяет необычайными контрастами. Не успел ты вдоволь насмотреться на причудливые изгибы железного дерева, как тебя уже манит белая акация, увитая цепкими лианами.
На одном из крутых поворотов мы увидели древнюю каменную башню. Немало разбросано таких башен и крепостей по Азербайджану. Каждая из них имеет свою историю, с каждой из них связано множество легенд и преданий. В одной, например, жил легендарный воин и певец Кёр - оглы - борец за свободу и счастье народа, в другой укрывались воины полководцев Джеваншира и Бабека.
- Чем - нибудь и эта башня примечательна? - спросил я лесника, разглядывая каменную ограду и узкие полуразвалившиеся ворота, в которые с трудом могла пройти лошадь.
- Башня называется «Аг - Занбаг» - «Белая Лилия», - ответил Сафар Али, усаживаясь на камень, и начал неторопливо рассказывать легенду о башне:
«Это было очень давно, еще в те времена, когда в наших краях жил ненавистный бек Нураддин. Все леса и земли принадлежали ему. Он часто ездил за товарами в Тавриз и Багдад. Его имя хорошо знали самые именитые купцы Ближнего Востока.
Было у бека Нураддина шесть дочерей и один сын - красавец Кафур. Однажды Кафур увидел изможденных людей, возделывавших землю деревянными мотыгами, и спросил отца:
- Ата, почему у этих людей такая плохая одежда?
- Тебе этого не надо знать, голубь мой, - ответил бек. - А если уж интересуешься, то запомни, что они не люди, а рабы.
Кафур не понял смысла слов отца. Но перед юношей встал вопрос: «Почему одни люди живут в роскоши, а другие прозябают в нищете?»
В тот же день, поливая цветы, Кафур наклонился к едва распустившемуся бутону розы и, вдыхая его нежный аромат, спросил:
- О прекрасный цветок, неужели и ты открываешь свои атласные лепестки только для богачей?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.