Керамика вместо металла

опубликовано в номере №592, январь 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сейчас на наших заводах можно увидеть резцы со странно выделяющимися своим белым цветом маленькими пластинками, похожими на фарфор. Человеку, не знакомому с техникой резания металла, трудно поверить, что эти довольно хрупкие, лёгкие пластинки - главная часть резца. Почему же понадобилось прибегнуть к минералам для создания новых типов резцов?

Советские скоростники- станочники достигают при обработке металлов всё больших скоростей, а скорость резания неразрывно связана с повышением температуры резца. Нагреваясь выше определённой температуры, металлический резец теряет свою твёрдость и быстро тупится. Лучшие твёрдые сплавы могут работать лишь при температуре до 900 градусов. Пластинки же из керамики дают возможность работать при 1 100 градусах. Это значит, что скорость резания металла может быть сильно повышена.

Молодые скоростники на заводах с живейшим интересом участвуют в очень важной работе - всестороннем исследовании качеств керамических резцов. Обладая большой твёрдостью, сохраняющейся при высоких температурах, керамические резцы пока отличаются существенным недостатком - хрупкостью. От станочника поэтому требуется особое уменье. Но уже сейчас скоростники-новаторы успешно справляются с трудной задачей. Известный всему Союзу токарь-скоростник Генрих Борткевич режет керамическими резцами детали из серого чугуна со скоростью 1 400 метров в минуту. На рижском заводе ВЭФ токари уже достигли скорости резания 1 700 метров в минуту.

Ещё недавно инструментальщики знали один минерал, режущий металл при сверхвысоких скоростях: драгоценный камень алмаз. Теперь советские инженеры и учёные дают нашим заводам дешёвые резцы, изготовленные из минерального сырья.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Тордество великих идей

Беседа начальника политотдела Куйбышевгидростроя А. Г. Воронкова с молодёжью Комсомольска-На-Волге