Привольна бескрайная степь. Широко раскинулась среди кубанских полей большая станица. На берегу речки Фанагорийки группа ребят кольцом окружила старого доктора Устина Анисимовича. Они слушают, словно заворожённые, рассказы о годах гражданской войны, о сражениях, в которых участвовал Устин Анисимович вместе со своим боевым другом Иваном Тихоновичем Лагуновым. Здесь, среди станичных мальчишек, и дети Лагунова - Сергей и Анюта, и дочь старого доктора - Люся, и Яша Волынский - их сверстник, будущий командир партизанского отряда.
Перед мысленным взором ребят встаёт героическая юность их отцов, отстоявших в боях свою Родину, завоевавших для неё счастье и светлое будущее. С детства воспитанные честными, прямыми, смелыми, ребята мечтают быть похожими на отцов.
«Нам надо кому-то надёжному передать из рук в руки наше молодое выстраданное государство...» - говорит им Устин Анисимович.
Так в спектакле Московского театра Ленинского комсомола «Честь смолоду» по-новому возникает тема «отцов и детей», рождённая нашей советской действительностью, показывается нерушимая связь двух поколений.
Пьеса «Честь смолоду» написана по мотивам одноименного романа А. Первенцева самим автором. Несмотря на то, что книга, несомненно, богаче, полнее охватывает события и судьбы, людей, её героев, автору пьесы я коллективу театра удалось самое главное: они сумели перенести на сцену живой, боевой дух времени, подлинно большевистскую страсть, которой проникнута книга.
Остро и глубоко вскрыты в спектакле и моральные проблемы, возникающие перед героями в дни великих испытаний. И в том, как решаются эти проблемы действующими лицами пьесы, сказывается дух нашего времени и боевая закалка, переданная по наследству от отцов к детям. Честь смолоду - это революционная честь отцов, сохранённая их детьми.
Иван Тихонович Лагунов (артист В. Марута), отец Сергея, главного героя, - мужественный и стойкий большевик. Участник легендарных боёв за Царицын, он приехал на Кубань, как на новый фронт. В первые годы коллективизации Лагунов все силы отдаёт созданию колхоза, чем навлекает на себя лютую ненависть врагов советской власти. В Лагунова стреляют из обреза кулаки. Но врагу не сломить в большевике, председателе колхоза, волю к борьбе, к победе.
«Не сойду с нашего пути, не сойду!» - слышит Сергей полные силы и гнева слова отца.
«Не сойду!» - даёт себе клятву и мальчик.
Прошли годы. У крыльца дома Лагуновых снова встречаются старые друзья - Яша, Анюта, Люся, Сергей, Виктор Нехода... Сегодня произошло важное событие в жизни Сергея: его приняли в комсомол.
На смену детству пришла боевая комсомольская юность.
«Помните, ребята, - торжественно говорит им секретарь партийной организации Лелюков (артист А. Бобров), - права вам даны большие, но никогда не забывайте об обязанностях. Жизнь нужно отдать за Родину, - отдайте. Итак, вперёд и выше, комсомолец Серёжа!»
По-разному сложились судьбы молодых героев во время войны: Сергей сражается в рядах Действующей армии, Яша и Люся стали бойцами партизанского отряда, Анюта работала разведчицей среди врагов. Но было у них у всех одно общее - любовь к Родине, стремление и готовность отдать ей все силы, а если надо, и самую жизнь.
Худенький запуганный Яша Волынский, которого в детстве Сергей мужественно защищал от ватаги мальчишек, становится смелым командиром партизанского отряда. Артисту С. Яковлеву удалось раскрыть становление характера, духовный рост своего героя. Тепло и задушевно создаёт артистка Г. Матвеевн образ Анюты Лагуновой - бесстрашной разведчицы.
Надолго запоминается зрителю артист Н. Емельянов. Его Сергей Лагунов - порывистый, искренний юноша, с богатым духовным миром, преданный своей Родине, большевистской партии. Здесь актёр сумел правильно и жизненно правдиво передать не только индивидуальные черты своего героя, но и достигнуть большого художественного обобщения, показать в образе Сергея лучшие черты нашей советской молодёжи.
... Высота «142,2» под Сталинградом. Суровые зимние дни. Изредка прорезают ночное небо осветительные ракеты. Перед боем Сергей пишет заявление о приёме в партию.
Здесь, под Сталинградом, где в годы гражданской войны сражался его отец, Сергей становится коммунистом. Освобождены Дон, Кубань, Крым. Сергей уходит с армией дальше, на запад. Прощаясь, он говорит друзьям о том, что выстрадал, осознал сам в дни испытаний:
«Берегите честь смолоду, ибо дело чести нашей - защищать родную землю, по-сталински защищать мир, мир на всей земле...» Эти слова Сергея Лагунова находят горячий отклик в сердцах нашей молодёжи.
Спектакль «Честь смолоду» в Театре Ленинского комсомола во многом отвечает требованию партии воспитывать нашу молодёжь бодрой, жизнерадостной, преданной Родине и верящей в победу нашего дела, не боящейся препятствий, способной преодолевать любые трудности. Но есть в спектакле и недостатки, легко, впрочем, преодолимые. К числу их относятся: некоторая рыхлость композиции, обилие «подсобных» сцен, где герои только рассказывают друг другу о прошедших событиях. В пьесе, например, не показано, да и сказано-то только намёком, в чём заключается преступление крымского татарина Фатыха (артист Ю. Шилов), неубедительна сцена его ареста, когда Фатых стреляет в командира партизанского отряда Лелюкова и ранит Люсю (артистка И. Шутова).
Главное достоинство спектакля в там, что актёрам удалось показать дружный и спаянный молодёжный коллектив, раскрыть процесс формирования высоких моральных качеств советской молодёжи.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.