Близ Таганской площади, в переулке, находится дом, в котором с 1926 по 1930 год жил Владимир Владимирович Маяковский.
Здесь сейчас помещается Государственная библиотека - музей В. Маяковского, созданная по решению Советского правительства.
В двух скромных комнатах второго этажа, которые при жизни занимал В. Маяковский, и в других помещениях, занятых выставкой, лекторием и читальным залом, всё говорит о жизни и борьбе поэта, о его славе и бессмертии. Всё зовёт к творчеству и труду.
Небольшая квартира поэта была местом шумных собраний. Здесь встречались соратники Маяковского по поэтической работе и литературной борьбе. Постоянными гостями тут были художники, композиторы, писатели, работники кино. В комнате, служившей столовой, становилось так тесно, что хозяину часто самому негде было поместиться. Иногда он распахивал дверь в рабочую комнату и, встав в дверях, начинал читать свои новые стихи...
20 сентября 1927 года Маяковский читал только что законченную к десятой годовщине Октября поэму «Хорошо!» - одно из самых лучших своих произведений. На чтении присутствовал народный комиссар просвещения А. В. Луначарский, который после чтения сказал:
- Это Октябрьская революция, отлитая в бронзу.
Небольшой дом в тихом переулке, с тех пор как Маяковский поселился в нём, оказался в центре дел и событий, волновавших тогда всю страну.
И по сегодняшний день в углу столовой, у входа в рабочий кабинет, висит телефон с трубкой на длинном шнуре. Шнур такой длины был сделан специально для того, чтобы поэт мог, разговаривая по телефону, ходить из одной комнаты в другую. По этому телефону звонили Маяковскому из редакций газет, журналов. И часто случалось так, что стихотворение на нужную тему оказывалось уже наполовину написанным. Поэт всегда шагал в ногу со временем, знал, каких стихов ждёт от него страна.
В начале 1930 года здесь раздался звонок с электрозавода. Рабочие просили Маяковского написать для них стихотворные лозунги.
- С удовольствием приду на помощь заводу, - пробасил в трубку поэт. - Не смотрите на мой отдых или сон, тащите с постели.
Несколько позже «Правда» писала о том, что первая в СССР кампания борьбы с потерями на производстве прошла под лозунгами, данными Маяковским.
Однажды Маяковский вернулся домой необычайно возбуждённым. Он только что читал в Большом театре на вечере памяти В. И. Ленина отрывок из своей поэмы о вожде. С гордостью и нескрываемым волнением рассказывал поэт о том, что вместе со всеми его слушали Сталин, Ворошилов, Крупская...
В маленькую квартиру поэта приходили зарубежные писатели и художники. Они видели в Маяковском вдохновляющий пример революционного поэта - борца. В их числе был и слушатель Коммунистического университета трудящихся Востока, турецкий поэт Назым Хикмет, который здесь слышал могучий голос русского поэта и навсегда запечатлел в своём сердце минуты этой встречи.
Жил В. В. Маяковский скромно. В его рабочем кабинете ничего лишнего. Шкаф из простого дерева, сделанный по рисункам Владимира Владимировича, прост и удобен.
На письменном столе - блокнот поэта, его «вечное перо». Тут же, на маленьком стеллажике, самые необходимые для текущей работы книги. Среди них видим «Материализм и эмпириокритицизм», «Детскую болезнь «левизны» в коммунизме» В. И. Ленина, сочинения Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Пушкина, Гаршина, поэтические сборники современников, номера журналов «Новый мир» и «Октябрь»... Справа на столе - корзинка с перепиской. Бросается в глаза ярко - красный корреспондентский билет с надписью «Комсомольская правда». Это газета, к которой с особенной любовью относился поэт. Он был её постоянным сотрудником в последние годы жизни. Для «Комсомольской правды» были написаны многие стихотворные фельетоны, с работой в молодёжной газете был связан замысел сатирических пьес «Клоп» и «Баня».
«Его жизнь и поэзия - неотделимы. Эту цельность передаёт музей», - записал в книге посетителей скульптор Б. Королёв.
А в другой записи с большой любовью говорится о Маяковском как об «одном из самых честных, чистых и гордых людей земли. Его имя - звезда для всех, кто живёт не для себя, живёт для коммунизма».
Записи в книге посетителей музея - это волнующее подтверждение неослабевающей любви к поэту советского народа и всего прогрессивного человечества.
«Маяковский учит нас всех, писателей и поэтов, как надо превращать искусство в орудие пролетариата для строительства социализма», - так оценивает значение великого поэта бразильский писатель, лауреат международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» Жоржи Амаду.
Чаще всего приходит в гости к Маяковскому молодёжь. Студентов, школьников вы встретите здесь каждый день. Это те, кому не удалось в жизни познакомиться и подружиться с поэтом, но которые стали на всю жизнь его настоящими друзьями.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.