Августовским вечером, когда за Тургаем садилось огромное степное солнце, Кушен Турсунбеков, знатный машинист экскаватора карагандинского угольного разреза, знакомил нас со своим городом.
- Мы с городом почти ровесники, - улыбаясь, говорил он. - Новой Караганде двадцать лет, а мне немногим больше.
Мы проходили по тенистым, нарядным улицам города с его красивыми бульварами и проспектами, со стройными многоэтажными домами. Не верилось, что всё это создано за два десятилетия.
До революции здесь была зимовка кочевников - скотоводов, а возле неё две небольшие шахтёнки. Даже пытливые и отважные исследователи редко забирались в эту полупустынную степь, выгоревшую летом, утопавшую в снеговых буранах зимой. Русские геологи впоследствии обнаружили здесь большие залежи полезных ископаемых. Не случайно к этим скучным и скудным на вид землям тянулись хищные руки банкиров Сити.
В 1920 году советский геолог А. А. Гапеев расположился в солончаковой степи со своим отрядом. Он первый определил промышленное значение каменного угля этого края, ставшего через десятилетие третьей угольной базой страны.
В феврале 1930 года в Караганде была заложена первая шахта, а через несколько лет уже высились копры и терриконники многих шахт.
Караганда - город шахтёров, ровесник пятилеток.
По Караганде проходишь, как по своеобразной промышленной выставке, демонстрирующей мощь нашей страны, мужество, волю, упорство советских строителей, шахтёров, создавших крупный промышленный центр в безводной степи, выжженной солнцем, штурмуемой беспощадными ветрами.
Пройдите по главной магистрали города - Сталинскому проспекту. Весело шумят липы, клёны, кустарники; они обрамляют нарядные, красивые здания.
Архитектурный ансамбль Караганды открывается величественным зданием Дворца культуры горняков, созданным в национальном казахском стиле. Главный фасад здания украшен колоннами с причудливым и тонким лепным орнаментом. Дворец символизирует культуру, утверждаемую советскими людьми здесь, в степи.
Напротив Дворца культуры - летний театр, словно вырезанный и выточенный из дерева. Перед его портиком в причудливой игре света десятками мелких сильных струек бьёт фонтан.
Что ни здание в этом городе, то образец светлой, жизнеутверждающей советской архитектуры.
Жизнь Караганды тесно связана с жизнью шахт, она своеобразно подчинена их ритму, она с каждым днём становится всё богаче и краше.
Радостен труд горняков Караганды. Они работают в первоклассно оборудованных шахтах, где на смену обушку и лопате пришли совершенные горные машины и механизмы. Здесь добывают уголь комбайнами, врубовыми машинами. Шахты Караганды - одни из самых механизированных в Советском Союзе. Это настоящие заводы под землёй.
Мы в лаве шахты № 3 - бис. Огромный, протянувшийся на несколько десятков метров тоннель, пробитый в толще восьмиметрового угольного пласта. По нему вдоль забоя - угольной стены, отсвечивающей иссиня - чёрными гранями антрацита, - движется закованный в металлическую броню комбайн «Донбасс». Он вырезает уголь из пласта, дробит и передаёт его на конвейер. Непрерывно нарастающий поток угля устремляется по конвейерным линиям, которые выносят его на - гора, к местам механической погрузки в железнодорожные вагоны. Кого не удивит этот сплошной поток угля!
Электрослесарь Пётр Гузенко, который монтировал эти новые конвейерные линии, с гордостью держит в руках кусок чёрного, скромного, но, пожалуй, самого ценного в мире минерала и, любуясь, говорит:
- К нему не прикасалась рука человека.
В этих словах итог борьбы советских учёных и изобретателей за совершенные машины, сделавшие революцию в шахтёрском труде.
В Караганде уголь добывается не только под землёй, в шахтах, но и открытым способом, на разрезах.
Представьте огромный котлован в десять квадратных километров. Стены спускаются террасами. По ним беспрерывно идут паровозы с тяжеловесными составами. Здесь уголь скрыт под двадцатипятиметровым слоем наносных пород: глинистых сланцев и песчаников. Эту вскрышу, как называют её горняки, поднимает и взрыхляет могучая сила тола. Гигантские землекопы - шагающие экскаваторы - убирают породу и обнажают пятнадцатиметровый угольный пласт. Новый взрыв - и экскаваторы приступают к погрузке угля в железнодорожные вагоны.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.