Передо мной лежит письмо от моего молодого друга Гарри, монтёра телефонной связи; я видел его в последний раз около двух лет назад, когда он в составе делегации английской молодёжи был в Москве.
Мы ездили тогда на строительную площадку нового здания Московского университета на Ленинских горах, и мне хорошо запомнился разговор в автобусе между Гарри и одним из советских товарищей.
- Я привык относиться к будущему несколько скептически, - заметил Гарри. - Когда я сразу же после окончания войны начал работать, я верил в большие перемены, но они так и не наступили. И потому прошу извинить, если мои вопросы покажутся тебе странными.
Вот ты говоришь о пути к коммунизму, - продолжал он. - Но скажи, пожалуйста, что же вы будете делать, когда пройдёте этот путь? Не окажется ли тогда, что у вас нет больше никакой цели в жизни?
Я понимал, что Гарри говорит без всякого злого умысла. Подобного рода вопросы часто обсуждаются английской молодёжью во время политических споров, и нередко можно услышать, как кто - нибудь спрашивает: «А что вы будете делать, когда добьётесь наконец вашего социализма?» Такие вопросы обычно задают люди, приехавшие из стран, где о социализме и коммунизме имеют пока лишь теоретическое представление, где молодёжь не знает, что значит жить при социализме и практически стремиться к коммунизму.
Пока наш спутник подробно разъяснял, что при коммунизме будут высвобождены огромные резервы людской энергии, что это обеспечит небывалый в истории расцвет человеческих способностей, мы оказались у цели нашей поездки.
И тут Гарри получил на свой вопрос ответ, окончательно рассеявший его сомнения.
У подножия центральной части здания мы столкнулись с группой молодых рабочих. В завязавшейся беседе каменщик по имени Мурат, родом из Закавказья, рассказал нам, как он приехал в Москву, чтобы учиться в техникуме, как, работая на строительстве здания университета, он продолжает учёбу и скоро попадёт в университет в качестве студента.
- А что ты намерен делать потом? - спросил Гарри своего собеседника.
- Я стану писателем.
- О чём же ты будешь писать?
- О коммунизме, о труде моего народа, о городах моей страны.
Помолчав, английский юноша, явно взволнованный разговором, сказал, взглянув на высокую башню:
- Да, я действительно вижу, что для тебя это здание - ключ к новой жизни. И символ мира.
- Но это ещё не всё, - вмешалась в разговор девушка небольшого роста, в синей спецовке, с задорной прядкой волос, выбивавшейся из - под берета. Как нам рассказали, это была стахановка из бригады штукатуров. - Из этих стен, - продолжала девушка, указывая на стройку, - выйдут тысячи учёных, они тоже будут строить коммунизм.
Энтузиазм этих молодых рабочих - студентов, их вера в будущее произвели на Гарри, вероятно, не меньшее впечатление, чем их слова. Он покинул Советский Союз, убеждённый в справедливости борьбы за социализм... С тех пор прошло почти два года...
«Вам, вероятно, интересно будет узнать, что я был избран делегатом от Союза коммунистической молодёжи на национальную конференцию, происходившую в апреле этого года, - пишет Гарри. - Конференция прошла с большим успехом. Великая мирная инициатива, проявленная советским и китайским правительствами, подняла настроение английской молодёжи. Мы почувствовали ещё большую уверенность в возможности сохранения мира, и это заставляет многих из вас отдавать свои силы упорной и терпеливой борьбе за мир и международное сотрудничество...»
В Англии, откуда пишет Гарри, проводимая правительством политика гонки вооружений и подчинения Соединённым Штатам Америки накладывает тяжёлое бремя на плечи молодёжи.
Английских гостей в Советском Союзе поразила широко разветвлённая система обучения взрослых. И Гарри с горечью пишет о своей стране:
«Полное равнодушие правительства к интересам молодёжи вызывает у нас чувство глубокого возмущения. Живя в условиях, почти полностью исключающих возможность роста, многие наши юноши и девушки разучились даже писать. Установлено, что в Англии имеется около 3 миллионов неграмотных».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.