Среди этих работ выделяются своей яркой характерностью и пластической цельностью «Нестор - летописец» (1889) и «Ермак Тимофеевич» (1891).
Замысел скульптуры «Нестор - летописец» возник у Антокольского задолго до её создания, когда он, читая пушкинского «Бориса Годунова», восторгался образом Пимена. «Так мало говорит этот Пимен, - писал скульптор ещё в 1874 году, - и так ярко и цельно видна его покойная, кроткая и вместе с тем величественная натура».
«Нестор - летописец» - это именно такая, «покойная, кроткая и вместе с тем величественная натура». Худой, измождённый непрестанными трудами старик в строгом монашеском одеянии изображён за писанием летописи. Он склонился над рукописью, сутулый, хрупкий. Но вместе с тем есть в его облике и просветлённость и величавое спокойствие: фигура летописца словно бы освещена отблеском тех событий, которые он излагает. С мудрой неторопливостью, тщательно взвешивая свои оценки, Нестор завершает благородный труд, сообщая потомкам «земли родной минувшую судьбу».
Совсем иные черты русского народного характера отразил Антокольский в «Ермака».
«Главное, - писал он, - мне хотелось в нем выразить русскую смелость, удальство, при полной бодрости и силе». Талантливый, отважный, волевой военачальник, Ермак внёс свою немалую лепту в дело объединения многонационального государства Российского. Ермак и в действительности был человеком богатырской удали и размаха, а народные песни и сказания окружили его ореолом былинного богатыря. Таким и показал его скульптор. В шлеме, с секирой в руках, одетый в броню, которая ладно сидит на его могучей фигуре, Ермак уверенно шагает вперёд, навстречу подвигам и ратной славе. Эта скульптура Антокольского стоит в одном ряду с «Богатырями» В. Васнецова, «Богатырской симфонией» С. Бородина и другими замечательными произведениями русского искусства, воспевающими красоту, силу и благородство народных героев.
Антокольский нередко обращался в своём творчестве и к образам великих зарубежных философов, мыслителей - «мучеников за идею». Такими «мучениками за идею» показал он древнегреческого философа Сократа и знаменитого учёного XVII века Спинозу. Здесь скульптор поставил перед собой сложные психологические задачи, которые решил тонко и своеобразно.
Реалист и демократ, Антокольский был подлинным патриотом Родины. Из - за тяжёлого недуга он вынужден был провести большую часть своей жизни за рубежом. Но всеми своими чувствами и помыслами он всегда был с Россией и её великим народом.
«Вся моя горечь и печаль, все мои радости, всё, что вдохновляло меня, что создано мной, - всё это от России и для России», «Я предан ей всецело, всей душой; её жизнь, её история стала мне дорога... Мою жизнь, мой талант я ей посвятил».
Глубоко ощущая свою связь с Родиной, Антокольский постоянно поддерживал переписку со Стасовым, Крамским, Репиным и многими другими близкими ему людьми.
Эпистолярное наследие скульптора, составляющее около восьмисот писем, поражает богатством мыслей, свидетельствует о том, что Антокольский постоянно чувствовал себя активным деятелем русской художественной культуры, непреклонно убежденным, что именно Россия «скажет своё особенное, свежее слово среди международного искусства». В 1902 году он умер.
Творчество замечательного скульптора - патриота М. М. Антокольского входит в сокровищницу русского искусства, служит для наших советских скульпторов образцом сочетания идейности и мастерства.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.