Мастер

Александр Ивич| опубликовано в номере №629, август 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Нет, ничего так не выйдет. Сборка - то керосиновых налажена, а дизельные - впервой. Конвейер придётся останавливать всё время, если на него поставить новый мотор.

- Конвейер не останавливать. Что не успели, пусть делают на втором проходе. На первый раз дизельные подойдут к концу конвейера не укомплектованными полностью, это я понимаю. Ты их опять в голову конвейера поставишь. И пойми, что главное - не два мотора собрать, а новые навыки рабочим привить.

Широкорад был уверен, что ничего из этого не выйдет, кроме путаницы. Он подчинился приказу, но принялся за дело неохотно.

Остов дизеля стал на конвейер и сразу потребовал внимания не только к себе, но и ко всему, что его окружает. Собирая первый мотор самостоятельно, Широкорад увидел, как он чувствителен к каждой пылинке, к крохотным обломкам стружки. Мотор требовал лабораторной чистоты при сборке.

И вот ради двух дизельных моторов, поставленных на конвейер между керосиновыми, приходилось всё приводить в порядок. Широкорад до хрипоты убеждал рабочих лишний раз оглядеться, убрать ветошь, положенную не на место, вымыть руки.

Ну что тут, казалось бы, особенного - следить за чистотой?! Нет, это не просто - выработать в себе привычку постоянно, почти механически замечать малейшую неаккуратность. Ещё добро бы шли сплошь дизели по конвейеру. А то обычные, керосиновые, только один дизельный вдали маячит - и такие придирки мастера!

Но маячивший вдали дизель вдруг оказывался рядом, и надо было его укомплектовывать, а где - то прежде один узел не успели закрепить. И Широкорад бегает вдоль конвейера злой, потому что начальник не позволил ему сделать по - своему, и со злости даёт очень толковые распоряжения. Когда мотор подошёл к концу конвейера, его сияли и поставили опять в голову, а через несколько керосиновых поставили второй, потом третий дизельный, и работа, хотя с перебоями, начала налаживаться.

За немногие дни конвейер преобразился. На рабочих местах было необычайно чисто: нигде не валялись инструменты, гайки, не было пролитого масла. И Широкорад увидел, что рабочие действительно, ещё выпуская керосиновые двигатели, поняли особенности сборки дизельных.

И когда, выздоровев, старший мастер вернулся на участок, он застал повзрослевшего сменного мастера Широкорада, знающего, что как ты ни увлечён своей идеей, своим планом, но есть грань, где упорство переходит в упрямство, во вредную для дела неспособность слушать и понимать доводы.

И вот он снова в кабинете начальника цеха.

- Почему я ошибся, почему был так уверен, что ваш приказ неправилен?

- Ты помнишь, как два года назад не хотел перейти на сборку регуляторов? Это то же самое, на другой ступени. Ты понял тогда, что слишком узко и мелко подходил к работе. Тебе и теперь не хватило широты мысли. Но тут уже понять свою ошибку мало, нужны новые знания. Ты после курсов мастеров где учился?

Широкорад опустил глаза.

- Нигде. Да мне и то жена покою не даёт. Она учительница, два факультета педагогического института окончила: и по истории и по литературе. Смеётся: что ж у меня, говорит, муж в образовании отстаёт! С осени в заочный институт поступлю. Буду через пять лет инженером, обязательно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены