Доброболюбов, освобожденный от искажений

Е Ухалов| опубликовано в номере №596, март 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Николай Александрович Добролюбов - один из замечательнейших представителей русской общественной мысли XIX столетия. Выдающийся критик, философ и публицист, он всю свою короткую жизнь посвятил делу борьбы за освобождение своего народа от ига самодержавия и гнёта крепостничества.

Добролюбов умер 25 лет, в расцвете своих творческих сил. Всего пять лет продолжалась его литературная деятельность, но то, что он сделал за эти пять лет, достойно преклонения. Его жизнь, общественная и литературная деятельность являются образцом высокой гражданской доблести и самого возвышенного патриотизма. Великий поэт русского народа Н. А. Некрасов в стихотворении, посвященном памяти Добролюбова, писал:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Имя Н. А. Добролюбова, его литературные труды, полные революционной страсти, являются национальной гордостью русского. народа. На трудах великих революционных демократов Чернышевского и Добролюбова наша молодёжь учится ненавидеть рабскую жизнь прошлого.

Классики марксизма-ленинизма дали яркую и правильную оценку личности я общественной деятельности революционных демократов. Маркс и Энгельс называли Чернышевского и Добролюбова двумя социалистическими Лессингами. Ленин также всегда высоко ценил заслуги Добролюбова как одного из первых предшественников русской социал-демократии.

Биографы обычно рисовали Добролюбова как религиозного, мечтательного юношу, далёкого от житейских волнений и будничных тревог. Академик Лебедев-Полянский писал: «В детстве Добролюбов был богобоязненным... Был законопослушным».

В. С. Кружков в своём труде шаг за шагом разоблачает всю несостоятельность такого представления о юношеских годах Добролюбова.

Автор на основании дневников Добролюбова и других материалов неопровержимо доказал, что ещё в стенах Нижегородской духовной семинарии Добролюбов усомнился в святости религии и в справедливости общественного строя.

Решающее влияние на формирование духовного облика юного семинариста оказала русская классическая литература. Приходится удивляться, как много читал любознательный юноша. Только за один 1849 год Добролюбов прочитал 411 книг. В перечне книг - имена классиков русской литературы, составляющие гордость русского народа. Заслуживают особенного внимания приведённые В. С. Кружковым оценки Добролюбовым прочитанных книг, в их числе произведения Пушкина, Лермонтова. Восторгаясь резко обличительными произведениями Н. В. Гоголя, Добролюбов с возмущением встретил «Выбранные места из переписки с друзьями».

Молодого человека рано стали волновать думы о положении русского народа. В статье «Когда же придёт настоящий день?» Добролюбов так рассказал о чувствах и переживаниях одного мальчика: «Всё, что я видел, всё, что слышал, развивало во мне тяжёлое чувство недовольства; в душе моей рано начал шевелиться вопрос: да отчего же всё так страдает, и неужели нет средства помочь этому горю, которое, кажется, всех одолело? Я жадно искал ответа на эти вопросы...»

1853 год был знаменательным в жизни Н. А. Добролюбова. В этом году он стал студентом Петербургского главного педагогического института. Студенческие годы окончательно сформировали его революционно-демократические взгляды. Неудачный ход Крымской войны вызвал резкое недовольство в стране. Взгляды и убеждения Добролюбова в эти годы можно прекрасно проследить по его отзывам на смерть Николая I. Вступление на престол Александра II было встречено восторженно в либеральных кругах. В. С. Кружков показывает, что молодой студент с иронической улыбкой смотрел на либеральную шумиху.

Нет, не от смены царей ждал обновления страны молодой Добролюбов! Он обращался к передовым кругам с призывом:

Пора открыть глаза уснувшему народу, Пора лучу ума блеснуть в глухую ночь, Событий счастливых естественному ходу Пора энергией и силою помочь.

К сожалению, автор ни в какой мере не использовал вновь открытую статью Добролюбова «Воскресший Белинский», напечатанную в III томе литературного наследства Белинского. Эта статья послужила бы ярким дополнением к выяснению революционных настроений Добролюбова в студенческие годы.

В 1857 году Добролюбов становится одним из ведущих сотрудников «Современника», другом и соратником Чернышевского. В. С. Кружков из многочисленных проблем, на которые откликался Добролюбов и весь круг «Современника», выделяет в качестве основного вопроса крестьянский вопрос. В своих публицистических статьях и сатирических стихотворениях Добролюбов срывал маску с русских либералов, стремившихся к сделке с царём и крепостниками за счёт интересов народа. Автор подчёркивает глубокий патриотизм Добролюбова, его любовь к народу, его несокрушимую веру в близость революции, которая, по мнению критика, является единственным способом радикального улучшения народной жизни. Духовное освобождение народных масс Добролюбов всегда связывал с экономическим и политическим освобождением от эксплуататоров посредством революции. Основным мотивом критической и публицистической деятельности Добролюбова была пропаганда идей крестьянской революции. В письме к Славутинскому он писал: «...надо колоть глаза всякими мерзостями, преследовать, мучить, не давать отдыху, - до того, чтобы противно стало читателю всё это богатство грязи, чтобы он, задетый наконец за живое, вскочил с азартом и вымолвил: «да что же, дескать, это наконец за каторга! Лучше уж пропадай моя душонка, а жить в этом омуте не хочу больше». Вот чего надобно добиться и вот чем объясняется и тон критик моих, и политические статьи «Современника»...» О Л. А. Добролюбове можно сказать:

Он знал одной лишь думы власть, Одну, но пламенную страсть.

Этой страстью великого демократа была мечта о новом, социалистическом строе. Не, его вина, а беда, что тогдашние условия не позволили ему подняться до научного социализма. Его сила была в критике всех и всяческих форм эксплуатации народных масс. В статье «Роберт Овен и его попытки общественных реформ» Добролюбов прекрасно выразил свой взгляд на невозможность мирного преобразования общества... Эта статья имеет важное значение для понимания политических взглядов Добролюбова. В. С. Кружков вскрыл и несостоятельность космополитов от философии, которые рассматривают философское мировоззрение Добролюбова в отрыве от «солидных материалистических традиций России». Величие Добролюбова и других революционных демократов в том и состоит, что они в борьбе с идеализмом отстояли и развили славные материалистические традиции Радищева, декабристов, Герцена и Белинского. Космополитствующие философы на все голоса и лады повторяли, что Добролюбов не больше, как способный ученик Фейербаха. В. С. Кружков не отрицает знакомства Добролюбова с философией выдающихся мыслителей его времени. Действительно, русские революционные демократы стояли на уровне достижений естественной и философской мысли, но это не значит, что они были робкими учениками. Они создали совершенно оригинальную философскую и социологическую теорию. Величие революционных демократов автор видит в том, что «по своему идейному богатству философская теория русских революционных демократов в лице Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева сыграла выдающуюся историческую роль на пути развития марксистской философии. Русская классическая философия неизмеримо высоко поднялась над буржуазной, но не могла дойти волей исторических обстоятельств до марксистской философии».

Автор вполне прав в своём утверждении, что между философскими взглядами Фейербаха и Добролюбова лежит целая пропасть. Пафосом философии Фейербаха была проповедь религии любви и всеобщего примирения. Эта теория вела к реформизму. Пафосом философии Добролюбова является ненависть к угнетателям, призыв к революционным действиям. Это была не философия созерцания, а философия действия.

Одну из основных особенностей философии Н. А. Добролюбова автор видит в том, что он рассматривает конкретные вопросы философского материализма преимущественно под углом зрения и значения в общественной жизни. «Исследование философских взглядов Добролюбова, - пишет Кружков, - показывает, что наиболее важным и ценным в них является философское обоснование эстетики, теории искусства, рассмотрение вопросов материалистической теории познания, в связи с анализом художественных произведений, т.е. проблемы отражения действительности в художественных образах. Именно в этих вопросах Добролюбов обнаруживает глубокое понимание и умелое применение материалистической теории».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

У Ильича

Отрывок из романа «Строговы»