Беседа с генеральным секретарём Союза советских композиторов Т. Н. Хренниковым
Свыше века литературное наследие великого Гоголя вдохновляет русских композиторов, от прославленных до менее значительных представителей отечественной музыкальной культуры. Их внимание особенно привлекали «Вечера на хуторе близ Диканьки». Своей жизненной яркостью, смелостью вымысла, смешением фантастики с реализмом, глубокой народностью, сочным юмором и национальным колоритом, поэтичностью и напевностью богатейшего языка «Вечера...» поразили даже самого Пушкина.
На сюжеты «Вечеров...» создан ряд опер. Лучшие из них пополнили золотой фонд русской оперной музыки. Широкой популярностью неизменно пользуется опера Чайковского «Черевички» (первоначальное название - «Кузнец Вакула») на сюжет повести «Ночь перед рождеством». Эта опера - любимое детище Чайковского. Оперы «Ночь перед рождеством» написаны и Римским-Корсаковым, Афанасьевым, Соловьевым, Щуровским («Кузнец Вакула»), украинским композитором Лысенко («Рiздвяна нiч»), не закончена Серовым. Балет «Ночь перед рождеством» советского композитора Асафьева доныне украшает репертуар Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. «Майская ночь» пленила Римского-Корсакова, сочинившего одноименную прекрасную оперу, а также Лысенко («Утопленница»), Сокальского и не успевшего завершить свой замысел Серова. «Сорочинская ярмарка» запечатлена в операх Мусоргского, Дновского, в того же названия музыкальной комедии советского украинского композитора Рябова. С горячим интересом работал Мусоргский и над оперой «Женитьба», но не довёл её до конца. «Ночь под Ивана Купала» воодушевила Арнольда, «Страшная месть» - Кочетова.
На тему великолепной исторической повести «Тарас Бульба», посвященной героической борьбе украинского народа за национальную независимость, имеются оперы Лысенко, Афанасьевн, Кашперова, Вильбоа, Сокальского («Осада Дубне»), а также два советских балета - Соловьёва-Седого и Глиэра. «Тарас Бульба» Глиэра предназначен к постановке Большим театром в ознаменование гоголевских дней. К этой же дате ГАБТ возобновляет оперные спектакли «Черевички» Чайковского, «Майская ночь» Римского-Корсакова и заново - «Сорочинская ярмарка» Мусоргского.
К юбилею Гоголя деятельно готовятся музыкальные театры нашей страны, русские и национальные. Опера «Черевички» пойдёт в десяти театрах, «Майская ночь» - в шести, «Утопленница» Лысенко - в двух, «Сорочинская ярмарка» - в шести; эта же музкомедия Рябова - в девяти, «Тарас Бульба» Лысенко - в Одесском театре. Свыше двадцати театров работает над разнообразной концертной программой, построенной на произведениях Гоголя.
Память гениального реалиста-сатирика будут чествовать не только профессиональные театры, но и многочисленные столичные и периферийные музыкально-вокальные и хореографические самодеятельные коллективы. В их репертуаре отрывки из опер, вдохновлённых Гоголем, литературно-музыкальные монтажи по его текстам. К юбилейной дате приурочено издание специальных исследовательских работ, отражающих связь Гоголя с любимой им музыкой.
Таков в общих чертах план мероприятий, которыми советская музыка отмечает столетнюю годовщину со дня смерти Гоголя - гениального русского художника слова.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Беседа с художниками Кукрыниксами