Кто не помнит гоголевской Агафьи Тихоновны из комедии «Женитьба»! Эта «влюблённая» невеста терзалась мыслью: кого же из четырёх женихов выбрать в мужья? «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, - мечтала невеста, - да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича, - я бы тогда тотчас бы решилась. А теперь, поди, подумай!...»
Наивному читателю может показаться, что автор сочинил Агафью Тихоновну просто как курьёз, для шутки. Но это, как известно, далеко не так. Невеста в «Женитьбе» у Гоголя - это глубоко художественный, собирательный образ. Оказывается, что Агафья Тихоновна вдруг может очутиться и в роли эклектического народника, против которых вели жестокую борьбу марксисты.
Вот перед нами статья В. И. Ленина «Перлы народнического прожектерства». Читаем: «Г. Мануйлов рассуждает, должно быть, по знаменитому рецепту знаменитого г-на Михайловского: надо взять хорошее и оттуда и отсюда, - наподобие того, как гоголевская невеста хотела взять нос одного жениха и приставить к подбородку другого».
Ниже мы приводим ряд других примеров, показывающих, как используют В. И. Ленин и И. В. Сталин гоголевские типы в своих произведениях.
Применение острого оружия сатиры в борьбе с врагами трудящихся является ленинской традицией в марксистской литературе. Исследователями подсчитано, что из общего количества 925 литературных цитат, встречающихся в произведениях Ленина, большинство падает на произведения писателей-сатириков, причём Гоголь занимает здесь второе место, после Щедрина (у В. И. Ленина, по данным исследователей, 99 гоголевских цитат).
Нетрудно понять причины этого. «Факты говорят громче слов, - писал Белинский, - верное изображение нравственного безобразия могущественнее всех выходок против него». Эти строки написаны великим критиком именно по поводу юмора Гоголя. По определению того же Белинского, «юмор Гоголя есть юмор спокойный, спокойный в самом своем негодовании, добродушный в самом своем лукавстве».
Но именно потому, что в творениях великого русского писателя Гоголя «нравственное безобразие» отображено исключительно верно, талантливо, художественные образы писателя стали оружием в борьбе.
Смех убивает. Вспомним, каким весёлым оживлением встретило собрание избирателей Сталинского избирательного округа Москвы меткое сравнение, которое привёл в своей речи И. В. Сталин, говоря о политических обывателях. «О таких людях неопределённого типа, - говорил товарищ Сталин, - о людях, которые напоминают скорее политических обывателей, чем политических деятелей, о людях такого неопределённого, неоформленного типа довольно метко сказал великий русский писатель Гоголь: «Люди, говорит, неопределённые, ни то, ни сё, не поймёшь, что за люди, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» (Весёлое оживление, аплодисменты).
Вспомним, далее, доклад И. В. Сталина «О проекте Конституции Союза ССР» на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов. Великий вождь жестоко высмеял всевозможных «критиков» проекта Конституции. Часть газет буржуазного лагеря, особенно польских и американских, заявила тогда, что «большевики качнулись вправо». Жестоко высмеивая этих горе-критиков, товарищ Сталин привлекает силу гоголевской сатиры. «... А знают ли вообще эти господа, чем отличается левое от правого?» (Общий смех, аплодисменты.) «Нельзя не вспомнить по этому случаю, - продолжает товарищ Сталин, - дворовую «девчонку» Пелагею из «Мертвых душ» Гоголя. Она, как рассказывает Гоголь, взялась как-то показать дорогу кучеру Чичикова Селифану, но, не сумев отличить правую сторону дороги от левой ее стороны, запуталась и попала в неловкое положение. Надо признать, что наши критики из польских газет, несмотря на всю их амбицию, все же недалеко ушли от уровня понимания Пелагеи, дворовой «девчонки» из «Мертвых душ». (Аплодисменты.) Если вспомните, кучер Селифан счел нужным отчитать Пелагею за смешение правого с левым, сказав ей: «Эх ты, черноногая... не знаешь, где право, где лево». Мне кажется, что следовало бы так же отчитать наших незадачливых критиков, сказав им: Эх вы, горе-критики... не знаете, где право, где лево». (Продолжительные аплодисменты.)
Гоголевская сатира звучит в устах товарища Сталина совершенно убийственно для врагов, разит их наповал. Такова сила художественного образа, мастерски применённого к явлениям современной действительности.
Литературная цитата вызвана к жизни боевыми потребностями ленинского и сталинского слова. Великие вожди пролетариата используют всё, что может усилить их мысль, сделать более рельефным и образным её выражение. Сатирические литературные образы ставят они на службу идеям большевизма.
Интересно отметить, что из галереи гоголевских типов в работах В. И. Ленина всего шире представлены образы из «Мёртвых душ». Даже в таком сложном философском произведении, как «Материализм и эмпириокритицизм», В. И. Ленин считал полезным обращаться к образам знаменитой поэмы Гоголя. «... Но всего более «любопытно» здесь то, - пишет Ленин, - как г. Юшкевич относится к тем книгам и статьям по философии, о которых он трактует. Это - типичный образчик отношения к делу наших махистов. Гоголевский Петрушка читал и находил любопытным, что из букв всегда выходят слова. Г. Юшкевич читал Вундта и нашел «любопытным», что Вундт обвинил Авенариуса в материализме». К гоголевскому Петрушке Ленин возвращается не раз.
Ни один образ Гоголя не пропадает «даром», если он может служить на пользу народу. Не забывает Ильич даже «даму приятную во всех отношениях», перевоплощая её то в профессора-освобожденца, то в меньшевиствующих публицистов из «Новой Жизни». В своей знаменитой брошюре «Удержат ли большевики государственную власть?» Ленин пишет: «Деловые доводы на этот раз мы находим только в «Новой Жизни». Она выступает на этот раз в более идущей к ней роли адвоката буржуазии, чем в явно «шокирующей» эту даму приятную во всех отношениях роли защитника большевиков».
И уж, конечно, первые места в толпе гоголевских персонажей занимают у Ленина неистовый враль Ноздрёв, звероподобный крепостник Собакевич и сентиментальный болтун-либерал Манилов.
«Комики вы, господа, - пишет В. И. Ленин в статье «Сорвалось!...». - После того, как вы уже предложили согласиться о выборе добросовестного лица, вы заявляете теперь, с неподражаемо-гордым видом пойманного Ноздрева, что никакие соглашения невозможны!»
Или, например, в статье «Нечто об итогах и фактах» в адрес меньшевика Дана Ильич пишет: «Над этим Хлестаковым или Ноздревым стоит посмеяться, и «Правда» уже сделала это. Но одной насмешки мело. Рабочие должны научиться сами разбирать факты и проверять их, чтобы не давать в обман Ноздревым ни себя, ни своих малоразвитых товарищей».
Образ Ноздрева в большинстве случаев употребляется Лениным применительно к меньшевикам-новоискровцам, ликвидаторам, ревизионистам и т. п. Образом Манилова Ильич пользуется, чтобы бить по «прекраснодушию», по страсти к сочинительству прожектов, по дряблой мечтательности, по подмене дела словами. В работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» Ленин, например, пишет: «...мечтать о замирении вековой экономической борьбы антагонистических классов русского общества - значит впадать в маниловщину». В другом случае Ленин пишет: «Конечно, нельзя себе и представить народничества без маниловских фраз, но ведь надо же знать и меру!» («Кустарная перепись...»); или: «Марксисты издавна считали своей задачей, в борьбе с народничеством, разрушать маниловщину, слащавые фразы, сентиментальную, надклассовую точку зрения» («Что делается в народничестве...»). Маниловщина, по Ленину, это и есть качество гнилой интеллигенции. Приведем ещё такую цитату из заключения к сборнику «Марксизм и ликвидаторство». «... Совершенно естественно, что среди современной рабочей молодежи, - пишет Ленин, - мечтания и фразы добродушных людей о «единстве» ликвидаторов с рабочей партией вызывают только, смотря по настроению, или гомерический, совсем невежливый, хохот или взгляд недоумения и сострадания по адресу интеллигентских Маниловых».
Выписывание гоголевских цитат из произведений В. И. Ленина могло бы занять солидного объёма книгу. Мы ограничимся лишь ещё одной цитатой, показывающей, как даже в специальном исследовательском труде, каким является «Развитие капитализма в России», Ленин исключительно остроумно прибегает к образам Гоголя, чтобы популярнее изложить читателю свою мысль.
В одном из ленинских примечаний есть такой текст: «Таким образом, крестьяне массами бегут из местностей с наиболее патриархальными хозяйственными отношениями, с наиболее сохранившимися отработками и примитивными формами промышленности, в местности, отличающиеся полным разложением «устоев». Они бегут от «народного производства», не слушая несущегося им в догонку хора голосов из «общества». А в этом хоре явственно выделяются два голоса: «мало привязаны!» - угрожающе рычит черносотенец Собакевич. - «Недостаточно обеспечены наделом», - вежливо поправляет его кадет Манилов».
Всего несколько слов. Но как они сразу оттачивают ленинскую мысль! Как они сразу проясняют, что кадеты стоят октябристов!
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.