На благо народа

Ольга Кожухова| опубликовано в номере №617, февраль 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Водном из музеев Саратова хранится небольшая бронзовая скульптура. Изображает она старинный крестьянский возок, запряжённый парой унылых коней. На облучке, сгорбившись, сидит возница. Рядом с возком стоит юноша с лицом, обращенным вперёд. Во всей фигуре его энергичный порыв; видно, юноша покидает родной город, едет на учение. Что ждёт его впереди? Упорный труд на благо угнетённого народа, затем каторга, ссылка, безвременная смерть? Пусть всё будет так: юноша едет учиться, он смело смотрит в лицо своей судьбе...

Табличка под скульптурой подтверждает: «Отъезд Чернышевского в университет».

Среди посетителей музея здесь часто останавливаются студенты Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. Они подолгу всматриваются в черты своего великого земляка, удивляются: ведь было такое время, когда на учение нужно было ехать из Саратова за тысячу вёрст, в Петербург. Сейчас саратовцы привыкли видеть в центре города университетские корпуса, иного себе не могут и представить...

Университет! Это целый «город в городе», и жители студенческого городка удивительно молоды. Но они знают, что только Октябрьская революция могла сделать «глушь, Саратов» одним из центров научной мысли, кузницей советских научных кадров.

Рано утром деревья в инее, слоено белые клубы дыма. По заснеженным дорожкам ко всем корпусам университета идут студенты - несколько тысяч человек. Весёлые толпы юношей и девушек, хором здороваясь, обгоняют степенных профессоров и доцентов с массивными портфелями в руках. Сейчас прозвенят звонки, и целый отряд учёных - докторов, кандидатов наук, преподавателей - начнёт занятия с теми, о ком сказал великий вождь и учитель: «Кадры решают всё».

Кадры... Из полутора сотен кандидатов и докторов наук, работающих здесь, более половины окончили в своё время тот же Саратовский университет. Во всех городах Поволжья, на Дону и Урале можно встретить и маститых учёных и молодых специалистов, которых объединяет одно. На вопрос: «Где учились?» - они говорят: «Саратов, Государственный университет». Так отвечают, например, и профессор Московского энергетического института имени В. М. Молотова С. Г. Герасимов, и ректор Ростовского университета профессор С. Е. Белозёров, и многие, многие другие.

Саратовский университет не только обеспечивает другие учебные заведения научными силами. Оперившись, «выпорхнули» из родного гнезда целые новые институты: медицинский, педагогический, юридический, экономический, сельскохозяйственный...

Уже тесно девяти факультетам университета в своих шести корпусах. Во время лекции замечтавшийся студент может увидеть е окне мощные подъёмные краны, которые тащат в своих вытянутых клювах кирпич и бетон. Это строятся новые здания научной библиотеки и учебный корпус для биологов. Заложены фундаменты ещё одного учебного корпуса, общежития и дома научных работников.

Жизнь бьёт ключом... В этих стенах нет пресловутой «чистой науки», учение здесь неразрывно связано с практикой, теория проверяется жизнью, самым строгим экзаменатором всего трудового коллектива профессоров и студентов. И, как это всегда бывает, сама жизнь подсказывает науке новые пути.

Саратовские сланцы... Кто из производственников не ломал головы над проблемой комплексного использования сланцев в промышленности!... Сланцы всегда были топливом, и только. Научно - исследовательский институт химии при Саратовском университете занимался разрешением этой важной проблемы. Сложнейшая работа была проведена силами молодых учёных университета. А там, где настойчивость и знания, там всегда обеспечена победа. Сейчас трудно сказать, чья персонально в этом заслуга, - этой идеей жили все, - но сланцы «покорены»... Химическое сырьё, смолы, газ и многое другое будут теперь добываться из сланцев, залежи которых на Саратовщине огромны.

К научной работе тянется всё большее и большее число студентов. Наукой «заболевают» чуть ли не целые семьи: так, известны в университете сестры Бахаревы с факультета общей физики. Ирина, старшая из сестёр, уже заканчивает аспирантуру. Комсомолка, общественница, она много и хорошо работала в факультетском бюро комсомола. Младшая сестра, Маргарита, по праву заняла её место в составе бюро. Отличница учёбы, она уже сейчас, на четвёртом курсе, думает над темой своей будущей диссертации.

Однажды во время домашних занятий, отложив книги в сторону, Ирина сказала сестре:

- Как бы порадовался Чернышевский нашему университету!... Ты помнишь его слова?

Ирина быстро нашла среди книг одну, раскрытую на нужной странице.

- Послушай, что он пишет Пылину: «Пусть и Россия внесет то, что должна «нести в жизнь духовную мира, как внесла и вносит в жизнь политическую, выступит мощно, самобытно... и на другом великом поприще жизни - науке...» Слушай дальше. - Ирина читает с волнением. - Какие слова! «И да свершится через нас хоть частично это великое событие: и тогда не даром проживем мы на свете; можем спокойно взглянуть на жизнь свою...»

Она отложила книгу в сторону и медленно повторила:

- И да свершится через нас хоть частично это великое событие...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Береги честь смолоду

Читатели журнала «Смена» обсуждают статью А. Первенцева (см. №№ 1, 2 за 1953 год)