На страницах американских иллюстрированных газет и Журналов часто мелькает слово «стоппер». Как правило, оно стоит под фотографиями домов, объятых пламенем, портретами новых кинозвезд Голливуда, картинами из частной жизни мультимиллионеров и т. д.
«Стоппер» - это снимок - сенсация. Известность того или иного фоторепортера в Америке определяется количеством «стопперов», произведенных им. Однако далеко не каждая фотография, помещенная в американской печати, удостаивается чести стать «стоппером». Для этого необходимо, чтобы снимок «щекотал нервы и горячил кровь». Большинство «стопперов» - фотографии, действующие на психику читателей. На них изображены самоубийцы, прыгающие с крыш небоскребов, жертвы автомобильных катастроф, столкновения поездов. Особенно высоко ценятся фотографии, свидетельствующие о «находчивости» репортера.
... Тяжелые лишения, бесконечные скитания в поисках куска хлеба и крова толкнули жену Джона Смита, безработного из Сан - Франциско, на мысль о самоубийстве. Отчаявшаяся женщина пришла на мост «Золотые ворота», чтобы покончить с собой. Она перелезла через перила и была готова броситься в воду, но в последнюю секунду испугалась и, уцепившись за выступ, стала громко звать на помощь. На ее несчастье, человек, которого привлекли крики, оказался фоторепортером из газеты «Сан - Франциско холл». Нед Уэллс, как звали репортера, мгновенно сообразил, что за подобный «стоппер» ему заплатят в газете не менее 500 долларов. Репортер с натурой дельца даже и не подумал помочь несчастной. Он быстро установил на поручнях моста свой аппарат, включил часовой механизм и сфотографировал безуспешно карабкавшуюся женщину и себя. Миссис Смит с ужасом смотрела на все эти приготовления «джентльмена», пришедшего ее спасать. Нервы ее не выдержали, она громко вскрикнула: «Он хочет меня только сфотографировать!» - и упала вниз.
... На краю пропасти стоит человек. У него в руках длинная железная палка. Над бездной, судорожно уцепившись крохотными ручонками за палку, висит малыш.
Этот снимок обошел многие американские газеты и журналы и рекомендовался как «одно из лучших репортерских произведений последнего времени». Фотограф получил за него крупную сумму, которой ему, правда, пришлось поделиться с организатором этого зрелища - отцом ребенка.
Недавно в Америке вышло в свет пособие для фотолюбителей. Уже само название «Как фотографировать с выгодой» красноречиво свидетельствует о его сущности. На десятках страниц этой книги приводятся высказывания «ветеранов» американской фотографии - известных репортеров - бизнесменов, набивших себе руку на сенсационных снимках. Вот одно из них.
«... Огонь бушевал в 6, 7, 8 и 9 - м этажах. Изо всех окон, начиная с 4 - го этажа, неслись крики детей и женщин, моливших о помощи. Я начал съемку объекта. Мой аппарат был заряжен пленкой «Супер XX Кодак». Я установил выдержку в 1/i»секунды, поставил диафрагму на 4, 5 и сделал два снимка. Огонь распространялся с быстротой урагана. Отчаявшиеся люди из верхних этажей пытались спастись при помощи нескольких связанных вместе простынь. Вдруг я услышал душераздирающий крик - вниз стремительно падала женщина. Когда она находилась на высоте третьего этажа, я щелкнул затвором своего аппарата.
Просушив негативы, я позвонил в агентство «Ассошиэйтед пресс». Там мои негативы внимательно просмотрели и предложили мне 150 долларов. Я подумал: если мне сразу предлагают столько, то, значит, они могут заплатить и побольше, - и запросил 300 долларов. После минутного колебания представитель агентства сказал мне: «О'кей».
Таковы нравы американской печати. Гонимые жаждой наживы, дельцы с фотоаппаратами в руках идут на любые трюки, граничащее подчас с преступлением.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.