Биография великого композитора, вся жизнь которого была полна неустанного творческого труда, - это перечень созданных им произведений, история их создания и исполнения.
К раннему периоду творчества Чайковского относится первая симфония - «Зимние грёзы», знаменательная богатым и многогранным отображением жизни, стремлением связать картины родной русской природы и душевные настроения человека.
Любовь композитора к людям и вера в них воплощены в ряде сочинений тех лет: увертюре - поэме «Ромео и Джульетта», увертюре - фантазии «Франческа да Римини», симфонических поэмах «Фатум», «Буря», первом фортепианном концерте, второй симфонии, струнных квартетах, «Меланхолической серенаде», балете «Лебединое озеро», романсах «То было раннею весной», «Страшная минута», «И больно, и сладко», «Средь шумного бала» и других произведениях.
Годы творческой зрелости принесли четвёртую, пятую и шестую симфонии, лучшие оперы и балеты.
«... Опера и именно только опера сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает её достоянием... всего народа...» - писал композитор.
Естественным и закономерным для всей системы эстетических взглядов Чайковского было его обращение к сюжетам Пушкина, Гоголя, Островского. Он пишет оперы «Евгений Онегин» (1878 год), «Мазепа» (1883 год), «Черевички» (вторая редакция - 1885 год), «Чародейка» (1887 год), «Пиковая дама» (1890 год).
В пушкинских операх Чайковского поэзия и музыка слиты в гармоничном единстве. «Нежный свет, тихая радость юной любви и весенний расцвет мечтаний юности - вот что впитала в себя эта музыка, до глубины своего существа русская», - так писал об опере «Евгений Онегин» академик Асафьев.
Шестая симфония, которую высоко ценил В. И. Ленин, была впервые исполнена под управлением Чайковского в Петербурге 16 октября 1893 года. 25 октября (6 ноября) этого же года композитор скончался.
Последними произведениями его наряду с шестой симфонией были опера «Иоланта» и балет «Щелкунчик».
Подлинно всенародное признание Чайковского в нашу эпоху говорит о жизненности и художественной силе его произведений.
Оперы и балеты Чайковского не сходят со сцен советских театров, симфонические и камерные произведения звучат с концертных эстрад, передаются по радио, исполняются в кружках художественной самодеятельности. Наследие великого русского композитора оказывает благотворное влияние на развитие советской музыки.
Слава Чайковского давно перешагнула далеко за пределы нашей страны. Его вдохновенные творения помогают советскому народу крепить дружбу и культурные связи с другими народами.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.