В сентябрьскую ночь 1941 года группа советских воинов-разведчиков после тяжёлого боя ворвалась в Сосновку - небольшую деревеньку близ Старой Руссы.
В одном из домов обнаружили фашистов. Разведчики должны были добыть «языка», и поэтому гранаты не пошли в ход Дом окружили, и s разбитое окно осторожно влезла, скорее юркнула, небольшая, гибкая фигурка. Несколько мгновений стояла тишина, и вдруг изнутри послышался звон падающих вёдер, грохот ломаемой мебели, и опять всё стихло - только слышалось тяжёлое дыхание борющихся людей.
По знаку командира советские воины, держа наготове автоматы, бросились в дом и разом засветили карманные фонарики. Глазам их представилась такая картина: возле пулемёта скорчился гитлеровец, другой - лежал около печки; ещё один, здоровенный эсэсовец с искажённым от боли лицом, изо всех сил старался освободиться от сидевшего на нём разведчика.
Так комсомолец Евгений Чумаков один справился с тремя врагами, каждый из которых на первый взгляд был куда сильнее его.
Как же это произошло? Может быть, Чумакову просто-напросто встретились трусливые противники, растерявшиеся в темноте и вообразившие, что на них напала сразу целая рота? Нет, дело не в этом. В боевой жизни старшины Чумакова подобных эпизодов было немало. Каким же образом ему удавалось добиваться победы? Дело в том, что мастер спорта Евгений Михайлович Чумаков в совершенстве владел приёмами самбо. Что же это такое - самбо?
... Учился Женя Чумаков в 148-й московской школе, на Хорошевском шоссе. Над школой шефствовали комсомольцы завода «Авиахим». Однажды шефы пригласили ребят в свой замечательный Дворец физкультуры, где Женя Чумаков впервые и увидел эту диковинную борьбу.
В тот вечер руководитель, видимо, демонстрировал новичкам эффективность приёмов. Был он не намного выше Жени, а между тем борцов, которые вступали с ним в единоборство, бросал на ковёр с такой завидной лёгкостью и так быстро, что те буквально и глазом не успевали моргнуть. А как потом выяснилось, среди его «противников» были и опытные самбисты.
Дальше произошло нечто ещё более поразительное. Анатолию Аркадьевичу Харлампиеву (так звали руководителя) завязали глаза. Затем на него устремился рослый и очень крепкий парень. Быстро мелькнули тела борцов, и присутствующие услышали, как нападающий сдавленным голосом произнёс:
- Сдаюсь...
Уже много времени спустя, когда Женя кое-чему научился у Анатолия Аркадьевича, тот ему показал этот приём.
Ну, а всё-таки, что же такое самбо? То, что показывал своим ученикам Анатолий Аркадьевич Харлампиев, как раз и есть «самозащита без оружия», или «самбо», как сокращённо назвали новую, советскую систему борьбы.
У всех народов мира были свои приёмы самозащиты. Из поколения в поколение передавались они.
Французская борьба имеет примерно шестьдесят приёмов, американская - сто. Двести семьдесят приёмов включает японская борьба - дзюу-до. Свыше десяти тысяч вариантов приёмов насчитывает борьба самбо. Преимущество нашей, отечественной системы так велико потому, что в основу её положено всё многообразие национальных видов борьбы народов Советского Союза.
Грузинская борьба, чидаубо, примечательна различными ловкими подножками, с помощью которых можно мгновенно сбивать противника с ног. Азербайджанские борцы мастерски владели захватами ног. В русской борьбе одинаково умело пользовались и теми и другими приёмами. Много лет Анатолий Аркадьевич Харлампиев путешествовал по стране. Часами неутомимый исследователь наблюдал схватки местных борцов, внимательно слушал и записывал народные сказания, читал старинные рукописи.
Харлампиев мечтал о системе борьбы, которая имела бы столько приёмов, что каждый мог подобрать свойственные именно ему, его особенностям.
Огромную, кропотливую работу пришлось проделать ему. На специальных карточках были описаны особенности многих тысяч приёмов - бесчисленные варианты захватов, подножек, подсечек.
Но даже если обладать самой блестящей памятью, и то невозможно запомнить более 400 - 500 приёмов.
Харлампиев нашёл выход из этого положения: среди бесчисленного разнообразия подножек и подсечек, бросков и рывков он установил общие элементы движений и составил оригинальную таблицу, с помощью которой можно быстро находить нужный приём или защитное действие.
Самбо совершенствовалась, обогащалась.
В 1938 году в таблице было уже 5 тысяч приёмов.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.