Твердая вера в народ, в его ум и силу противопоставлена в пьесе жалким и ограниченным защитникам мрака, апологетам отживающего крепостного режима. Патриотическое воодушевление Чацкого подчеркивает всю глубину конфликта между новым и старым поколениями, между «веком нынешним» и «веком минувшим».
«Горе от ума», по словам Белинского, имело великое значение для русской литературы и для русского общества. Комедия, проникнутая освободительными идеями, знаменовала собой торжество реализма в отечественной литературе, свидетельствовала о новых неисчерпаемых возможностях русского литературного языка, подготавливала пути дальнейшего развития драматургии и поэзии.
В последние годы своей недолгой жизни Грибоедов вел дипломатическую работу. Его талант дипломата особенно развернулся во время русско-персидской войны (1826-1828 годы), которая закончилась Туркманчайским миром. Договор о мире, необходимом для России, был заключен благодаря искусству и усилиям Грибоедова. Когда он привез в Петербург текст договора, то жителей столицы оповестили о его прибытии пушечными выстрелами. Однако вскоре Грибоедов должен был покинуть столицу: его назначили полномочным представителем в Персию, что, по существу, означало политическую ссылку; Николай I решил отправить подальше неблагонадежного писателя, автора ходившей по рукам комедии, человека, еще недавно связанного с декабристами.
Грибоедов понимал, что его насильственно удаляют от литературы, от друзей и единомышленников. Покидая родину, он предчувствовал, что ему не суждено живым возвратиться из Персии, где политическая обстановка была весьма сложной, чреватой неожиданностями. В качестве посла он проводил твердый курс, решительно отстаивая интересы России, требуя уважения к своей стране. Эта политика вызывала ярость в реакционных тегеранских кругах, которые поддерживались агентами английской экспансии на Востоке, всячески стремившимися ослабить русское влияние. Грибоедов энергично осуществлял пункты Туркманчайского договора (в частности, добивался немедленного возвращения на родину пленных или попавших в рабство русских солдат), хотя и знал, что это вызывает крайнее недовольство шахского правительства, купцов и знати. 11 февраля (по новому стилю) 1829 года разыгралась трагедия. Озлобленная толпа фанатиков, подстрекаемых английскими агентами, окружила русскую миссию в Тегеране и напала на нее. После отчаянной схватки, в которой Грибоедов вел себя героически, почти весь состав миссии был истреблен. Тело писателя было опознано только по руке, некогда простреленной пистолетной пулей.
Пушкин писал в связи с гибелью Грибоедова: «Не знаю ничего завидное последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна.
Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов».
Грибоедов прожил всего тридцать четыре года и не успел развернуть в полной мере всех талантов, какими щедро наградила его природа.
Но и сделанного им оказалось достаточно для того, чтобы навсегда прославилось имя драматурга, автора бессмертной комедии «Горе от ума». Белинский писал о ней: «...это - благороднейшее, гуманическое произведение, энергический (и притом еще первый) протест против гнусной расейской действительности...».
В другом месте критик утверждал, что «Горе от ума» есть «явление необыкновенное, произведение таланта сильного, могучего».
Сила грибоедовской комедии - в ее острых, сатирических характеристиках старого мира, в патриотическом воодушевлении, которым согреты страстные монологи Чацкого, в глубоком раскрытии драматического сюжета, в чудесном живом языке, слушая который мы не перестаем удивляться его богатству, простоте и выразительности.
Прошло 125 лет со дня смерти Грибоедова. И советские люди с благодарностью вспоминают сегодня имя писателя-патриота, отдавшего все свои силы и свою жизнь родной стране, ее процветанию. Сурово обличая крепостнический строй, сковывавший силы народа, высмеивая паразитизм правящего дворянского сословия, Грибоедов верил в могущество народной России, он гордился своей родиной и знал, что настанет время, когда она сбросит цепи и предстанет перед миром во всем своем величии и славе.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.