* * *
Двое парнишек с сосредоточенными лицами стоят на повороте у трамвайных путей.
«Что, боишься?» - «Нет, не боюсь!» - «Прыгни!» - «Ну и прыгну!»
Этот отрывистый диалог нарушается трамвайным звонком.
Один мальчик делает шаг назад, другой - тот, которому предстоит постоять за свою честь, - шаг вперед. Щеки его пылают. «Смогу или струшу? Если я смелый, - надо прыгнуть!» Трамвай уже рядом. Сердце громко колотится под тужуркой. Вперед!
Маленькие руки цепко ухватываются за поручни. Нога на подножке. Он победил. Он ликует. Но ликование его прерывается криком кондуктора:
- Хулиган! Если бы мальчик смог в эту минуту спокойно изложить все, что происходит у него внутри, то, наверное, произошел бы следующий разговор.
- Я не хулиган, - сказал бы мальчик. - Я ничего плохого не сделал. Просто доказал Вовке, что у меня есть сила воли, что я не трус.
- Но для того, чтобы доказать, что ты герой, обязательно ли нужно на подножку прыгать?
- Ну, а как же еще? Летом я по краю крыши ходил, а теперь скользко.
- Да, - задумалась бы кондуктор. - А разве у вас, пионеров, не могут придумать другой способ испытания смелости?
- Нет, не могут. В плане нет такого мероприятия.
- А какие же у вас мероприятия есть?
Продолжая эту несколько вымышленную форму выяснения отношений, можно было бы привести кондуктора и на весьма не вымышленный сбор, который и является, собственно, одним из мероприятий. Прежде всего, кондуктор была бы крайне удивлена (ведь она в свое время тоже была пионеркой). Ее удивление началось бы с той минуты, как была объявлена тема сбора: «Деление и умножение дробей».
Ребята сидят в классе за партами. У доски стоит учительница и объясняет... обычный урок арифметики. Только рядом с ней, словно комиссар при командире, находится председатель совета отряда. Скрипит мелок, на пол оседает меловая пудра.
- Так это же не сбор, а урок! - воскликнула бы кондуктор.
И трудно было бы ей возразить.
За последнее время в пионерских дружинах получили распространение так называемые предметные сборы. Вначале эти сборы как-то расширяли представления ребят о предмете. Но постепенно они превратились в дополнительные уроки по тому или иному предмету. Такие сборы, конечно, никогда не привлекут внимания ребят. Они проходят сухо. Их придумали люди, которые не понимают основных задач детской коммунистической организации и хотят превратить ее в придаток учебного процесса.
Все реже и реже слышится на сборе смех, все реже звучит песня. Все реже и реже ребята возвращаются со сборов с чувством удовлетворения.
Иногда попадаешь на такой сбор и думаешь о том, как похож он на костер, где вместо жарких языков пламени колышутся лоскутки тонкой бумаги, а вместо сильного степного ветра гудит вентилятор.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.