Однажды, когда занятие литературного кружка «Вальцовка» уже началось, в комнату робко вошел голубоглазый паренек в телогрейке. Он сел на стул, стоявший в углу, и стал внимательно прислушиваться к выступлениям.
Это был молодой электросварщик завода «Серп и молот» Григорий Люшнин. Оказалось, он пишет стихи. Его попросили прочитать что - нибудь. Смущаясь, Люшнин прочитал стихотворение об электросварщиках. Стихи были слабые, но в них чувствовалось знание заводской жизни, взволнованность. Кружковцы разобрали стихотворение, указали на его достоинства и недостатки.
С того дня Люшнин регулярно посещал занятия литкружка. Вскоре он поступил в вечернюю школу рабочей молодежи. Художественное мастерство молодого поэта начало заметно расти. Он печатался в многотиражной газете «Мартеновка», в «Московском комсомольце», «Труде», «Вечерней Москве». В 1952 году в Деттизе вышел сборник стихов Люшнина «Моя песня». В настоящее время готовится к печати его второй сборник.
Одновременно с творческими успехами росли и производственные достижения Григория Люшнина. Сейчас он электросварщик высшего разряда, новатор производства.
Литературное объединение «Вальцовка», воспитанником которого является Люшнин, существует уже 25 лет. За эти годы проделана большая полезная работа. Объединение не ставит своей задачей воспитывать профессиональных писателей и поэтов. Первейшая обязанность его членов - активно участвовать в жизни своего предприятия. Творчество заводских литераторов оживляет страницы многотиражной и стенных газет, помогает коллективу бороться за дисциплину труда, за выполнение плана.
Содержательная работа ведется литературным объединением Автозавода имени И. В. Сталина. На заводе, да и за его пределами, известны сатирически; стихи фрезеровщика моторного цеха Р. Сарцевича, рабочего автобусного цеха А. Колотиевского и других.
Член литературного объединения железнодорожников Н. Коченов создал песню о молодых борцах за мир, которая исполнялась на IV Всемирном фестивале молодежи в Бухаресте.
Кто же руководит этими объединениями, группирующимися вокруг редакций заводских газет? Кто направляет их полезную, плодотворную деятельность?
Известно, как помогают художественной самодеятельности виднейшие деятели советского искусства. Сколько раз, например, в клубе завода «Серп и молот» мы встречали видных актеров МХАТа имени Горького, Малого театра! Они часто присутствуют на генеральных репетициях и просмотрах постановок театрального рабочего коллектива.
В лучших залах столицы, во дворцах культуры и клубах устраиваются выставки картин рабочих - художников. Прославленные мастера кисти принимают активное участие в обсуждении работ молодых художников, проводят с ними беседы, делятся творческим опытом, любовно следят за ростом своих питомцев.
И как печально сознавать, что литературные объединения лишены такого внимания! Правление Союза советских писателей мало интересуется жизнью этих коллективов.
Почему бы в Союзе писателей не устраивать, хотя бы раз в год, творческие отчеты отдельных участников литературных объединений? Можно было бы привлечь литкружковцев и к работе в творческих секциях. Можно было бы организовать ряд выступлений крупных писателей на слете участников литобъединений.
Хочется надеяться, что на съезде писателей будет серьезно поставлен вопрос о работе с творческой молодежью, объединенной литературными кружками.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.