Просторный заводской цех. Только что закончилась смена. Возле конторки мастера собралось несколько человек. В основном здесь молодежь, комсомольцы, по чьей инициативе, должно быть, и созвана эта производственная «летучка». Поводом для собрания послужило чрезвычайное происшествие: в цехе обнаружен брак. Вот перед столом, на котором как вещественное доказательство сложены забракованные шестерни, стоит и сам виновник брака - молодой парень: брюки заправлены в сапоги, ворот рубашки расстегнут, на голове кургузая кепочка. С осуждением смотрят на бракодела его товарищи по работе: ведь своим недобросовестным отношением к труду, к производственному долгу он кладет пятно на весь цех, позорит коллектив!
«Бракодел» - так и называется эта картина молодого украинского художника Ю. Ятченко.
Автору картины хорошо удалось передать напряженность момента. Мы видим выразительные лица участников этого совещания. Особенно запоминается девушка с комсомольским значком. Удачно схвачен и образ старого мастера. Чувствуется, что поступок нерадивого рабочего вызвал всеобщее возмущение и немало, наверное, горьких и суровых слов было высказано по адресу бракодела.
Однако есть в картине, по - моему, один существенный недостаток. Весь облик бракодела вызывает представление скорее о хулигане, нарушителе трудовой дисциплины, чем о рабочем - производственнике, допустившем ошибку, которого сейчас критикуют товарищи.
Наши художники до сих пор еще мало картин посвящают труду, производству. Обычно в подобных картинах они основное внимание уделяют машинам, станкам, кранам, то есть технике производства, а не отношениям между людьми. Успех таких полотен, как «В ремесленном училище» Г. Сателя или «Свежий номер цеховой газеты» А. Левитина и Ю. Тулина, объясняется именно тем, что художники сумели верно показать прежде всего людей труда, их взаимоотношения, затронуть вопросы, волнующие рабочих.
То, что молодой живописец обратился к важной производственной теме, заслуживает всяческого одобрения. Задача, которую поставил перед собой художник - отобразить борьбу передовых рабочих, комсомольцев за качество продукции, - в основном решена правильно. Картина Ю. Ятченко, несомненно, сыграет определенную воспитательную роль и вызовет у молодежи живой отклик.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.