Дело это было давно, но до сих пор не потеряло интереса. Началось оно в 1821 году в Саратове. Архимандрит саратовского монастыря отец Савва на местной ярмарке обнаружил в лавке одного купца куклу не совсем обычного вида.
Это была небольшая фарфоровая статуэтка. Она изображала монаха, который нес на спине сноп. Кукла была с первого взгляда благочестива, но занимала толкавшийся в лавке народ: в снопе, который нес монах, чуть виднелась спрятанная молодая женщина.
Архимандрит Савва, старец крутой и строгий, взял одну статуэтку и представил в губернское правление с просьбой истребить и все остальные как служащие греховным соблазном.
Соблазн заключался вот в чем: монаху с подобной ношей было, конечно, не до молитвы. Всем своим видом он подрывал веру в благочестие и добродетель черного духовенства, которое давало обет безбрачия.
А неверие в духовенство в конечном итоге вело к неверию в церковь.
Саратовский вице-губернатор Розинг вместо того, чтобы уважить архипастырскую просьбу, в компании с другими безбожниками из губернского правления рассудил иначе.
Отцу Савве писали, что не нашли в кукле ничего предосудительного, наоборот, фарфоровый монах занят самым душеспасительным делом: забыв слабость своих сил, он только из сострадания к невинности, гонимом каким-нибудь злодеем, старается посредством снопа скрыть несчастную от гибели.
Вице-губернатор и другие члены правления не только не уважили просьбу архимандрита, а предложили ему высказаться начистоту и представить объяснение, почему именно святой отец находит куклу соблазнительной.
Однако с ответом губернского правления не согласился какой-то унылый ханжа-асессор и подал обжалование его в Санкт-Петербург, в правительствующий сенат.
Вот тут-то и заварилась каша! Куклой занялись самые высшие органы империи. Сенат, рассмотрев жалобу, писал министру юстиции и святейшему правительствующему синоду, а министр юстиции - в комитет министров. В конце концов, дело дошло до самого царя Александра I.
По мановению высочайшей руки для выяснения обстоятельств дела привлекли московского военного генерал-губернатора и, конечно, полицию.
Кукла задала работы сановникам, чиновникам и полицейским года на полтора. Черный монах, увлекающий молодую женщину в золотом снопе, странствовал из одной инстанции в другую.
Было бы скучно описывать всю бюрократическую канитель, укажем! главное. Сенат обвинил саратовское губернское правление в завиральных идеях, «представляющих вид сатиры». Московский военный генерал-губернатор, со своей стороны, не дремал. Он дознался, что злополучная статуэтка сделана несколько лет тому назад на фарфоровом заводе Никиты Храпунова в Богородском уезде. Следовательно, она уже не один год продавалась по разным городам и ярмаркам - от Подмосковья, где она была сделана, до Саратова, где ее обнаружил отец Савва.
Комитет министров, собрав материалы, представил дело вместе с куклой Александру I.
Царь повелел учинить строжайший выговор саратовскому губернскому правлению и вице-губернатору Розингу, а Савве, архимандриту, объявить высочайшее благоволение, прославив его деяние по всем епархиям. Что касается куклы, то было приказано выделку фигур, изображающих духовных особ в видах соблазнительных и неприличных, запретить, все изготовленные уничтожить, у купца же Храпунова узнать, по чьему рисунку сделана кукла. Таким образом, царь хотел добраться до самого корня крамолы.
Как гласит предание, над Храпуновым разразилась гроза: его выпороли! Едва ли, впрочем, расчетливый купец считал себя в накладе: как-никак спина зажила, а денежки, которыми он мог бы откупиться, остались.
Таково дело о кукле.
Ни сената, ни правительствующего синода, ни комитета царских министров и самого царя давным-давно нет, но статуэтка существует.
Беспощадно уничтожавшаяся буквально всем аппаратом самодержавия, такая хрупкая, она пережила их всех: ее можно встретить в собраниях старинного фарфора, например, в Государственном музее керамики.
Имя ее мастера и его судьба для нас, к сожалению, остались неизвестными, однако нет сомнения, что это был человек смелый и остроумный, который в малом умел показать многое.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.