- Война все перетряхнула, Владимир Владимирович, - как бы оправдываясь, сказал он. - Очень трудно найти, а ведь были у нас фотографии Полегаева с учениками, целая фотовитрина о спортивной жизни школы. Да, вспомнил! - воскликнул вдруг директор. - У тети Поли надо опросить. Это ветеран нашей школы, уборщица, - пояснил он.
Через несколько минут директор привел немолодую женщину в синем рабочем халате. Выслушав просьбу художника, она сказала:
- Кажется, есть у меня фотография Павлика Полегаева... Хороший был паренек. Дома надо посмотреть.
Каштанов - заботливо усадил тетю Полю и директора школы в «Победу», и они поехали на квартиру к уборщице. Дома тетя Поля вытащила из сундука большую пачку фотографий. Они долго перебирали их втроем.
- Есть, - наконец сказала тетя Поля. Каштанов вскочил со стула.
- Вот он, Павлик, - продолжала она, показывая на одного из игроков волейбольной команды, рассыпавшейся по площадке. - Тогда ваша школа заняла первое место на районной спартакиаде. В тридцать пятом году это было. Ребят фотографировали прямо во время игры.
Каштанов ничего не видел, кроме фигуры Павла, который стоял в дальнем углу площадки с поднятыми руками, готовый принять мяч.
Тетя Поля с радостью отдала Каштанову фотографию.
Возвратившись домой, Владимир Владимирович внимательно изучал лицо Павла, рассматривая его через лупу, и хотя трудно было представить себе возмужавшими мальчишеские черты, взялся за эскизы.
Несколько дней спустя, когда портрет был уже почти готов, художнику принесли заказную бандероль. В ней оказался дружеский шарж, сделанный неумелой рукой корабельного художника - любителя на лучшего комендора корабля - старшего матроса Полегаева. Павел был изображен богатырем, разбивающим в щепки вражеский корабль пушкой, которую он держал за ствол. На заднем плане изумленный Нептун, вынырнув из глубин своего царства, потрясал трезубцем и кричал «ура». В письме сообщалось, что рисунок обнаружен в корабельной стенгазете военных лет, случайно сохранившейся в политотделе соединения. По словам моряков, знавших Полегаева, этот шарж довольно верно отображал силу и бесстрашие комендора. Портретного сходства рисунок не передавал, за исключением разве характерного очертания губ и подбородка, удачно схваченных рисовальщиком.
Каштанов изобразил Павла Полегаева в матросской форме, в бескозырке, с орденом Отечественной войны на груди. У комендора было несколько орденов и медалей, но Каштанов умышленно нарисовал только тот, который хранила мать. За спиной моряка синело море. В небе кучились грозные облака. Павел смотрел прямо перед собой, смел и спокоен был взгляд его чуть прищуренных глаз.
В тот день, когда должна была приехать Прасковья Евграфовна, Каштанов почти не работал. Несколько раз он брался за кисть, но так и не сделал ни одного мазка. Снова и снова подходил он к портрету, стоящему на мольберте, и как - то искоса поглядывал на него. Тревожное чувство не покидало художника. Он часто посылал Олю сбегать посмотреть, не идет ли Прасковья Евграфовна. Волнение Владимира Владимировича передалось и девушке. Она то и дело без надобности расправляла свои рукава - фонарики, внимательно осматривала углы мастерской, проверяя, все ли в порядке.
Наконец Оля стремительно влетела в мастерскую и прерывистым шепотом сообщила:
- Идет!
Каштанов поспешил к выходу, но Прасковья Евграфовна уже открывала дверь.
- Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Художник что - то невнятно пробормотал и, торопливо взяв ее за руку, подвел к портрету:
- Вот, Павел... как мог, написал...
Прасковья Евграфовна взглянула на портрет и замерла, веря и не веря своим глазам. Каштанов, чуть наклонившись вперед, выжидающе смотрел на нее. Она стояла, не шевелясь, затаив дыхание. Потом протянула дрожащие руки к портрету:
- Сыночек, родной!...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.