Вскоре после спада весеннего паводка наша группа рыболовов-любителей решила организовать коллективный выезд на рыбалку. Живописных и рыбных мест вокруг немало. Одни предлагали добраться до многоводной Сулы, другие расхваливали реку Удай. Посовещались мы и поехали на маленькую речушку Луговку.
На этой речонке возле села Ровного стояла когда-то водяная мельница. Оставшийся глубокий омут богат рыбой, но взять ее не так-то легко. На дне водоема старые завалы бревен, по краям из воды торчат дубовые сваи. Для тех, кто промышляет рыбу сетями или бреднями, тут делать нечего. Зато какая благодать для удильщиков!
Приехали мы к омуту в субботу под вечер. Возле моста, раскинув с пяток удочек, сидел старичок-рыболов. Увидев нас. он торопливо поднялся, подошел, каждому подал руку и тут же представился:
- Прокоп Исаченко.
Старик весело улыбнулся и, поставив перед собой палец свечкой, добавил:
- Вот хорошо, что приехали! Рыба есть, а рыбаков нет. Один, как перст, на все село!
Дед Прокоп рассказал, что нынче в половодье в омут зашло много плотвы. Есть крупные голавли, язи и окуни. Потом он сообщил. что в омуте давно живет огромная щука, которую дед никак не может изловить.
- Не щука, а крокодилица! - уверял нас старый рыбак. - Верите ли? Позапрошлым летом она оборвала у меня большой крючок. Нынче зимой, во время подледного лова, хватила на блесну и ушла вместе с железкой.
Выслушав старого рыбака, мы начали разбирать свои снасти. Среди нас самым молодым удильщиком был коренастый белокурый паренек Матвей. Когда мы расходились по местам вокруг омута, он сказал:
- Ну. вы ловите на червей и стрекоз, а я все-таки на живца попробую.
- Смотри, не поймай крокодилицу! - пошутили товарищи.
Натаскав десятка два пескарей и красноперок на быстринке в конце омута, Матвей прямо с моста начал забрасывать удочки. Насаживая живцов на крючки, он не спеша запускал их в воду, а концы удилищ подсовывал под нижние перекладины мостовых перил.
Заметив это, дед Прокоп подсказал:
- Эй, хлопец! Удилища лучше клади на настил, а то зацепится крупная рыбина - поломает!...
- Возьмет - не уйдет! - самоуверенно ответил Матвей.
Начинало смеркаться. Речушку и омут заволокло туманом. Некоторые из нас за вечер успели поймать по десятку окуней и плотвы. Но Матвею не везло: он всего-навсего вытащил одну щучку и окунька.
Вдруг раздался дребезжащий голос деда Прокопа.
- Взяла! Взяла! - кричал он, тыча пальцем на одну из удочек Матвея.
Тот метнулся к удочке, но поздно. За первым рывком последовал второй, послышался треск, и поломанный шестик с обрывком лески повис над водой.
- Она! Крокодилица!... По хватке видел. - горячился старик и обрушился на молодого рыболова. - Я тебе что говорил? Куда суешь удилища? Не послушался! Так вот возьми ее теперь!
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Беседа с народными художниками РСФСР, действительными членами Академии художеств М. В. Куприяновым, П. Н. Крыловым и Н. А. Соколовым (Кукрыниксы)