На Корсуньском поле

С Борзенко| опубликовано в номере №648, май 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Прекрасен весенний лес у Крутой балки под Корсунь-Шевченковским. Залиты солнцем белые хаты, пышные сады и поля колхоза имени Богдана Хмельницкого.

Священные места чести и славы оружия двух братских народов, русского и украинского, как писал Ленин, «столь близких и по языку, и по месту жительства, и по характеру, и по истории». Здесь 15 мая 1648 года Богдан Хмельницкий в знаменитой баталии уничтожил основные вооруженные силы Речи Посполитой, нанес сокрушающий удар военному могуществу правительства польских магнатов и шляхты, подорвал его политический международный авторитет.

В лесистых урочищах, ярах и балках под острыми казачьими саблями гибли не только гонористые шляхтичи, - тут обращались в бегство, сдавались в плен считавшиеся в то время лучшими в Европе конные соединения наемных немецких рейтаров.

Двух гетманов - Потоцкого и Калиновского - и около восьми тысяч жолнеров и шляхтичей взял в полон Хмельницкий в этом сражении. Вся польская артиллерия и 94 знамени противника достались мужественному победителю.

В освободительной войне, смело поднятой Богданом Хмельницким, украинский народ проявил чудеса храбрости и упорства. Однако только своими силами, без помощи русского народа, он не мог вызволить свою родину из лютой панской неволи, выражая надежды и чаяния украинского народа, Хмельницкий с начала войны обращался к русскому государству с просьбами о помощи и о включении Украины в состав России.

Мы стоим у Резаного яра, под могучим дубом. Здесь, по преданию, пировал Богдан Хмельницкий, отмечая сразу две победы: первую - на Желтых водах, где бесславно погиб польский командующий Стефан Потоцкий, и вторую - под Корсунем.

Этот дуб описан великим украинским поэтом-демократом Тарасом Шевченко, родившимся в здешних местах, в селе Моринцы.

Ветвистый дуб в четыре обхвата стоит, не шелохнется. И вдруг прозрачную тишину нарушает хриплое карканье, и с кроны дерева срывается старый ворон. Вещая птица взлетает на вершину сосны.

- Слыхал я, ворон живет сотни лет, - задумчиво говорит Вася Дорошенко, знаменитый в этих краях тракторист. Электротрактором он пахал землю у исторического леса и не раз отдыхал под тенистыми ветвями старого дуба. При норме в 700 гектаров Вася вспахал в прошлом году 1 038 гектаров. Ему не верится, что не так давно эти самые поля крестьяне ковыряли деревянной сохой. От сохи до электротрактора - вот та огромная дистанция, которую одолели колхозники за несколько пятилеток.

Одна из широких ветвей дуба сломана и почернела - то ли в нее ударила молния, то ли угодил тяжелый снаряд.

На этих исторических полях, где три века тому назад Богдан Хмельницкий разбил армию польской шляхты, в годы Великой Отечественной войны войска 2-го Украинского фронта под командованием генерала армии Ивана Конева окружили десять гитлеровских дивизий и одну мотобригаду общей численностью в 80 тысяч человек.

Освобожденное от фашистского ига украинское население помогало советским войскам. Житель села Комаровки Макар Усенко провел тогда в тыл противника двенадцать танков. Дед Кодола из села Хильки, в чьей хате находился фашистский штаб, привел ночью советских разведчиков и помог им сжечь свое жилище вместе с находившимися там вражескими офицерами. Это ли не проявление настоящего характера советского человека, которому не жаль ни своего имущества, ни самой жизни для достижения победы!

Во избежание лишнего кровопролития генерал армии И. С. Конев предъявил окруженным гитлеровским войскам ультиматум с требованием безоговорочной капитуляции. По настоянию Гитлера, пославшего на выручку окруженной группировке восемь танковых, несколько пехотных дивизий и 600 самолетов, ультиматум советского командования был отвергнут.

Проявляя беспримерную стойкость и беззаветную храбрость, советские полки 14 февраля 1944 года умелым обходным маневром освободили подожженный противником город Корсунь-Шевченковский. Железное кольцо вокруг обреченных фашистских дивизий сжалось до предела.

Наступательный порыв советских войск не могли остановить ни весенняя распутица, ни грязь, затопившая все дороги, ни метели, сменявшиеся дождями. В результате ликвидации окруженной группировки враг потерял убитыми 55 тысяч и пленными 18 200 солдат и офицеров и огромное количество техники.

Корсунь-Шевченковская операция, «новый Сталинград», явилась важнейшим этапом в серии непрерывных сражений, полностью освободивших Украину.

- Страшно даже подумать! Вся Украина была под пятой гитлеровцев. Что бы с нами было, если бы на подмогу нам не явился великий русский народ? - говорит директор Корсуньской электро-МТС, вынимая из мохнатой зяби плоский немецкий штык. Ржавчина разъела оружие, и сейчас им не то, что убить человека, ореха расколоть, и то нельзя. - Много варваров врывалось на Украину, и всегда на помощь украинскому народу приходили русские. Эта вот земля, ох, как обильно удобрена трупами татарских и турецких, шведских и разных других завоевателей!

Свидетели славы русского оружия - курганы и братские могилы - разбросаны вокруг Корсунь-Шевченковского. На каменных обелисках высечено много имен сынов всех народов, населяющих Советский Союз, но больше всего записано там русских фамилий.

Многие участники сражения под Корсунь-Шевченковским были награждены орденами Советского Союза, в том числе и орденом Богдана Хмельницкого, учрежденным в дни, когда победоносные полки Советской Армии освобождали Украину от фашистского ига.

Сейчас, в дни мира, орденскую муаровую ленту светло-синего цвета с белыми продольными полосками, соответствующую ордену Богдана Хмельницкого, можно встретить на груди людей на всей территории Советского Союза. Ее носят бывшие воины: рабочие Москвы, буровые мастера Баку, белорусские льноводы, хлебопашцы Кубани и туркменские коневоды. Ее как один из символов нерушимой дружбы народов Советского Союза можно увидеть на Сахалине, в Молдавии, на берегах Ледовитого океана - везде, где трудятся советские люди.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены