Мы едем вдоль бесконечных колхозных полей. Навстречу проносятся сотни автомашин, мелькают высоковольтные мачты.
Огромное поле Корсунь-Шевченковской битвы ежегодно приносит полновесные урожаи. На месте распаханных противотанковых рвов, окопов и траншей созревают пшеница и жито. Давно уведены отсюда и переплавлены в мартенах искалеченные здесь гитлеровские танки. И неспроста токарь МТС Иван Федоренко, показывая нам могучие электроплуги, намекнул:
- Может быть, их отлили из стали уничтоженных здесь фашистских танков.
Давно восстановлены разрушенные фашистами железнодорожные станции, сахарные заводы дают эшелоны рафинада и сахарного песка, отстроены сожженные дотла городки Смела, Звенигородка, Лисянка, десяток лет назад взволнованно упоминавшиеся в скупых сводках Совинформбюро.
Но ничто не выветривается из памяти людской. В государственном музее «История Корсунь-Шевченковской битвы», размещенном в бывшем дворце графини Лопухиной-Давыдовой, можно увидеть писанные маслом батальные сцены, воспроизводящие танковое сражение в Лисянке, конную атаку казаков на фашистские батареи.
Научные сотрудники музея и его директор Авксентий Гаркуша по крупицам собирали ценные материалы о том, как под руководством Коммунистической партии русские и украинские рабочие и крестьяне героически уничтожали деникинские, петлюровские, врангелевские и белопольские банды на Киевщине.
В специальном зале музея нашли свое отражение гигантские успехи в хозяйственном и культурном строительстве Украинской ССР, которая благодаря помощи великого русского народа стала могучей индустриально-колхозной республикой.
С каждым годом преображается облик украинской земли. Все познается в сравнении. В Корсунь-Шевченковском, где когда-то чадили мелкие чугунолитейные мастерские, построен огромный станкостроительный завод, выпускающий токарные станки. В городе действуют маслозавод, швейная и пуговичная фабрики, строятся фабрики лозовой мебели и мельничный комбинат.
Корсунь-Шевченковская электростанция, возведенная на Роси, у развалин крепости, построенной во времена Киевской Руси Ярославом Мудрым, вместе со Стеблевской и Дыбенской электростанциями включена в единую энергосистему, дающую ток колхозам шести районов и первой на Украине электро-МТС.
Эта МТС - гордость украинских колхозников - стоит, как маяк, в степи. Все передовое тянется к ее живительному свету. Она решает судьбу урожаев и обновления района. В многочисленном коллективе МТС работают 17 агрономов и 17 зоотехников, трудится большой отряд инженеров и механизаторов.
Бригадир трактористов Александр Сокуренко, вспоминая ленинскую формулу «Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны», говорит с гордостью:
- Электро-МТС - будущее сельского хозяйства. И мы рады, что нам выпала честь быть пионерами этого великого почина.
Мы помним кровавое зарево пожара над Корсунь-Шевченковским в дни войны. Сейчас город залит радостным электрическим светом. В колхозных хатах сияют электрические лампы. Их неугасимый свет помогает лучше видеть прошлое, настоящее и будущее украинского народа, триста лет назад счастливо связавшего свою долю с единокровным старшим братом своим - великим русским народом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.