Ромен Роллан хорошо известен а нашей стране как один из крупнейших французских прогрессивных писателей XX века, как гуманист, всю свою жизнь неутомимо и бесстрашно боровшийся против войны и фашизма, как искренний и верный друг Советского Союза.
Ромен Роллан родился в 1866 году, его литературная деятельность началась на рубеже XIX и XX веков...
8 1887 году Л. Н. Толстой получил письмо от французского студента Роллана. Автор письма спрашивал у великого писателя, как найти путь к созданию истинного и правдивого искусства. Лев Николаевич ответил Роллану, что только любовь к народу, интерес к его жизни помогут писателю достигнуть этой большой цели. Ответ Толстого окрылил начинающего писателя, укрепил его стремление объявить войну упадочническому искусству, враждебному и равнодушному к жизни и к человеку. В своей борьбе Роллан опирался на лучшие традиции французской классической литературы, на традиции Рабле, Гюго, Бальзака, Золя; он черпал силу и вдохновение в творчестве великих русских писателей, воплощавших для него идеал правдивой народной литературы. Роллан ставил своей задачей создать искусство героическое, искусство больших характеров и высоких идеалов, которое помогало бы людям жить и стремиться к лучшему будущему. «Старая Европа цепенеет в гнетущей, отравленной атмосфере, - писал он. - Мир умирает от удушья... Мир задыхается. Распахнем же окна! Впустим свежий воздух. Будем дышать дыханием героев!»
В поисках героических характеров Роллан обращается к событиям французской революции XVIII вена. Он создает цикл «драм революции».
В 1902 году выходит книга «Жизнь Бетховена». Это первая работа Роллана о великом немецком композиторе и гражданине. «Жизнь Бетховена» - это страстное утверждение героизма человека, призыв к борьбе. Героический пафос этой книги высоко ценил Максим Горький. Задумав в 1917 году издание серии книг, которые могли бы воспитывать молодежь в духе борьбы и героизма. Горький обратился к Роллану с просьбой написать специально для этого издания книгу о Бетховене. Горький писал: «Наша цель внушить молодежи любовь и веру в жизнь. Мы хотим научить людей героизму...» Горький выражал уверенность, что книга Роллана будет служить этой цели.
Желая ответить на жгучие вопросы жизни 900 - х годов, Роллан начинает работать над романом - эпопеей «Жан - Кристоф». Осуществление замысла потребовало колоссального напряжения всех творческих сил писателя. Последняя, десятая, книга «Жана - Кристофа» вышла в 1912 году. Роман построен как летопись жизни талантливого композитора бетховенского типа - Жана - Кристофа. Героический образ музыканта - бунтаря дан на фоне упадочнической современной Роллану буржуазной культуры Германии и Франции.
Жан - Кристоф родился в Германии, в семье бедного музыканта. Маленький музыкант начинает работать с одиннадцати лет, помогая матери прокормить семью. Жизнь приносит Кристофу много разочарований, страданий и огорчений. Но из каждого нового испытания Кристоф выходит более сильным и закаленным. Ему чуждо смирение, он любит жизнь и потому сражается за нее, находя в этой борьбе высшую радость. Несмотря на свое одиночество, Жан - Кристоф бросает дерзкий вызов апологетам выродившегося буржуазного искусства - искусства, развлекающего тупых и пошлых мещан. Он также бросает вызов прусской военщине, попирающей творческие силы народа. Вынужденный покинуть Германию, герой романа уезжает в Париж.
Весьма знаменательной является пятая книга романа - «Ярмарка на площади». Это блестящий обличительный памфлет. Писатель показывает гнилость и продажность французской Третьей республики, где политика, искусство, пресса, принципы, честь, совесть - все превратилось е предмет спекуляции ловких и наглых авантюристов. Всему этому отвратительному миру дельцов и торгашей противопоставлен Кристоф - творец и бунтарь. Роллан не смог создать образ революционного героя, так как его Жан - Кристоф одинок в своей борьбе, не связан с широкими народными массами, не связан с лагерем прогрессивных сил и демократии. Несмотря на противоречивость образа Жана - Кристофа, на отдельные ошибки и заблуждения Роллана, эта книга - выдающееся произведение французской прогрессивной литературы XX века. Роман захватывает читателя идеей героизма, прославлением человеческой воли, гневным разоблачением буржуазной культуры.
Стремясь создать искусство, нужное и близкое народу, Роллан обращается к фольклору, к народным традициям французской литературы. Так возникает его самая яркая и жизнерадостная книга «Кола Брюньон» - дневник старого резчика по дереву, жителя старинного городка Франции Кламси. Книга переносит читателя в XVII век. Кола Брюньон - живое воплощение лучших черт народа, его неистребимой жизненной силы, мужества, трудолюбия, стойкости и оптимизма. Каждая страница этой замечательной книги пронизана любовью автора к своему герою, к Франции, к ее народу, к ее природе. Роллан устами Брюньона заявляет, что народ - хозяин страны: «Так будем же свободны, французский народ благородный, а наших господ пусть черт заберет! Моя земля да я - друг с другом дружны, друг другу нужны». Через всю книгу проходит тема труда. Роллан первый из французских писателей показал, что труд, не изуродованный эксплуатацией, есть творчество.
Когда началась первая мировая война, Роллан смело выступил против нее. Хотя он не всегда понимал, каким путем надо бороться против империалистических войн, но его голос, осуждающий преступления грабительской войны, гневно звучал на весь мир.
Во время мировой войны Роллан яснее увидел все уродства капиталистического мира, поэтому он с вниманием и интересом отнесся и известиям о Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране. Роллан не сразу понял характер революции, не сразу понял и принял революционные методы пролетарской диктатуры, но, несмотря на это, он стал одним из первых друзей молодой Советской республики. Роллан выступал против походов Антанты, приветствовал первые успехи советских людей в строительстве нового мира.
Писателю пришлось проделать трудный и сложный путь, чтобы осознать свои ошибки, заблуждения, чтобы прийти к социализму. В своих статьях 30 - х годов писатель с искренностью большого человека осуждает свои прежние ошибки и заявляет всему миру: «Я буду защищать героическое дело, возглавленное СССР».
Большое значение для Роллана в эти годы имела дружба с великим пролетарским писателем Максимом Горьким. Горький помог Роллану понять все величие Октябрьской революции, понять сущность пролетарского гуманизма. Ромен Роллан всегда с большой любовью и уважением говорил о Горьком. «Почва кругом меня была истощена, иссушена, - писал он. - Но я протянул свои корни и достиг подпочвы Европы плодотворных пластов русского народа, необъятной жизни, пробужденной в глубинах СССР. Как раз в конце этой подземной работы мои корни встретились с корнями Горького. И они братски сплелись с ними».
Роман - эпопея «Очарованная душа» так же, как и «Жан - Кристоф», состоит из нескольких книг, объединенных одной темой. В нем рассказана история жизни Аннеты Ривьер. Читатель знакомится с мечтаниями и борьбой, радостями и страданиями героини. Мы видим Аннету учительницей, секретарем крупного капиталистического дельца, активной участницей антифашистского движения. В образе Аннеты писатель соединил лучшие черты двух своих любимых героев: Жана - Кристофа и Кола Брюньона. Ей присущи несгибаемая сила воли, настойчивость, она человек большого сердца и больших чувств, неистребимой брюньонской любви к жизни. Аннета идет через капиталистические джунгли с гордо поднятой головой, в ней растет и крепнет ненависть к капиталистическому преступному миру. Преодолевая противоречия и трудности. Аннета и ее сын Марк приходят к революции, к пролетариату. Когда же Марк погибает от руки фашиста. Анкета мужественно и стойко продолжает борьбу, которую вел ее сын.
Писатель смело противопоставил два мира: мир капитализма, в предсмертной агонии судорожно цепляющийся за войны, и мир социализма, новый мир страны светлого будущего.
30 - е годы, когда писатель заканчивал роман «Очарованная душа», были годами его творческого подъема. Роллан принимал самое активное участие в развернувшейся в это время борьбе за мир и демократию, против фашизма и войны. Он писал воззвания в защиту жертв фашистского террора: Тельмана, Грамши, Димитрова и других. Вместе с Барбюсом он являлся инициатором и организатором международных конгрессов в защиту культуры. В своих статьях Роллан подчеркивал, что защита СССР есть борьба за мир. Через головы реакционных правительств он обращался к народу, призывая к единению и борьбе за мир и культуру. Призывно звучат его слова: «Мир дается только тем, кто обладает достаточным мужеством, чтобы добиваться мира и защищать его».
Во время второй мировой войны Роллан оказался в зоне фашистской оккупации. Эти годы были очень тяжелыми для больного 73 - летнего писателя. Истощенный голодом и болезнью, оторванный от своего народа. Роллан жил надеждой на освобождение родины. В дни, когда земля Франции была очищена от фашистских оккупантов. Роллан обратился с письмом к руководителю французских коммунистов Морису Торезу, в котором выразил свои глубокие и искренние симпатии к коммунистам, возглавлявшим в годы войны борьбу за национальное освобождение Франции.
Но здоровье и силы писателя были сильно подорваны. 30 декабря 1944 года Ромен Роллан умер.
Пламенные слова писателя в защиту мира и культуры, его страстные призывы к борьбе против войны и фашизма теперь, в годы всемирного движения народов в защиту мира, звучат с новой силой. Все прогрессивное человечество глубоко ценит и любит Ромена Роллана, великого сына Франции.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Заметки о приключенческих фильмах