Зрелость

М Руссков| опубликовано в номере №645, апрель 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мастер ремесленного училища № 8 Альберт Александрович Измайлов вел по территории Сталинградского тракторного завода группу новичков-воспитанников. Ремесленники были острижены наголо и одеты в новенькое, тщательно отглаженное обмундирование; только на Ване Жукове не было формы. Ваня - высокий, нескладный паренек - шествовал в коротком пиджаке и старом, с лопнувшим козырьком картузе. Он приехал только сегодня утром, еще не успел получить обмундирование и сейчас чувствовал себя неловко в строю щеголеватых ремесленников; стараясь спрятаться за спины товарищей, поминутно сбивался с ноги.

У входа в один из заводских корпусов мастер остановился.

- Осмотр завода начнем с моторного цеха, - сказал он.

Первым, кого увидел Ваня, когда вошел в цех, был молодой невысокий рабочий в полосатой флотской тельняшке, с буквами «РУ» на жарко надраенной бляхе ремня. Парень в тельняшке устанавливал на станке заготовку. Вот он укрепил ее, нажал кнопку, и на другом конце станка завертелись длинные сверла, медленно двинулись к заготовке и легко прошли сквозь ее чугунные стенки. Рабочий поставил заготовку с отверстиями на пол, потянулся за другой. Жуков невольно залюбовался его ловкими, точными, красивыми движениями.

Вдруг над самым ухом Вани Жукова раздался сердитый автомобильный гудок. Подросток метнулся в сторону. Мимо него проехал грузовик, доверху нагруженный сверкающей металлической стружкой. Жуков растерянно огляделся: мастера и товарищей рядом не было; в огромном, залитом солнцем цехе гудели, шумели сотни станков и машин. Он испугался, но в этот момент кто-то тронул его за плечо. Обернулся - перед ним стоял парень в тельняшке.

- Растерялся? - добродушно спросил он. - Ничего, привыкнешь... Иди к фрезерным станкам, Альберт Александрович туда повел ваших...

Ночью Ваня долго не мог уснуть. В спальне, заставленной кроватями, мерно тикали часы, за окном шумели деревья. Мягкая, пахнувшая свежим бельем постель казалась Ване неуютной. В ушах его все еще стояли грохот и гул заводских цехов.

Ваня встал, оделся и на цыпочках, чтобы не разбудить товарищей, вышел из спальни. Он сразу же попал в полосу яркого электрического света, падавшую из комнаты дежурного воспитателя.

- Кто это? - спросил Измайлов, выходя в коридор. - Ты, Жуков? Почему не спишь?

- Не хочется что-то, - ответил Ваня и вдруг выпалил: - Не буду я здесь учиться, обратно уеду в деревню!

Мастер обнял подростка за плечи, усадил рядом с собой на диван и заговорил:

- Это хорошо, что ты хочешь вернуться в родную деревню. Только не понимаю, почему ты не хочешь учиться. Вот окончишь училище, получишь специальность токаря, тогда и поезжай.

- Какой из меня токарь... - сокрушенно махнул рукой Ваня.-

Мне теперь к цеху и подходить боязно...

И он рассказал, как ошеломило его первое посещение завода.

Мастер улыбнулся:

- Парень в тельняшке, с которым ты говорил, - расточник Карабанов, наш бывший воспитанник. Он тоже приехал из деревни и тоже растерялся, когда впервые попал в цех. А сейчас он один из лучших рабочих завода. У тебя же впереди два года учебы. При желании за это время можно стать хорошим токарем...

Долго рассказывал мастер Жукову об училище, о том, какие условия созданы для учебы, как воспитанники отдыхают. И от его ровного, ласкового голоса «а душе у подростка стало легче.

* * *

Вечер отдыха был в разгаре. Только что закончилась лекция, и воспитанники ждали начала концерта художественной самодеятельности. На сцене за занавесом кто-то тихонько наигрывал на аккордеоне. Временами доносился стук молотков: члены драматического кружка готовили декорации. В углу актового зала, возле сцены, группа ремесленников вела громкий разговор. Юрий Заборовский, невысокий подросток с густыми рыжеватыми бровями, восхищался:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены