Все, кому довелось читать произведения А. С. Макаренко, знают, как горячо любил театр этот замечательный педагог нашего времени, какое большое воспитательное значение придавал он искусству вообще.
С первых же дней существования детской колонии имени Горького, где работал Макаренко, в ней был создан самодеятельный драматический театр. Драматургом, режиссером, актером и даже суфлером в этом театре был сам Антон Семенович Макаренко.
«Театральная деятельность во второй колонии развернулась очень быстро и на протяжении трех зим, никогда ни на минуту не понижая темпов и размаха, кипела в таких грандиозных размерах, что я сам сейчас с трудом верю тому, что пишу, - рассказывал А. С. Макаренко в «Педагогической поэме». - За зимний сезон мы ставили около сорока пьес, и в то же время мы никогда не гонялись за каким-либо клубным облегчением и ставили только самые серьезные большие пьесы в четыре - пять актов, повторяя обычно репертуар столичных театров...»
Театром в горьковской колонии были увлечены все, и в первую голову сам Макаренко. «Теперь даже немного стыдно в этом признаться, - вспоминал позже Макаренко, - но почти все свободное время мы приносили в жертву театру».
Макаренко смотрел на самодеятельный драматический театр как на одно из могучих, действенных средств коммунистического воспитания. В 20-х годах после двух войн - империалистической и гражданской - в нашей стране осталось много бездомных, беспризорных детей-сирот. Молодая Советская республика с первых же дней своего существования окружила детей-сирот материнской заботой и лаской. В этом благородном деле приняли самое горячее участие смелые и неутомимые, находчивые и волевые педагоги-энтузиасты. Именно таким педагогом был и Антон Семенович Макаренко, человек, который по-партийному, новаторски, талантливо решал в своей педагогической деятельности и литературном творчестве важные проблемы коммунистического воспитания подрастающего поколения. Он мастерски владел многообразными и богатыми педагогическими средствами. Самодеятельный театр, именно театр, а не драматический кружок, был одним из этих средств.
«Я придавал большое значение театру, - писал А. С. Макаренко, - так как благодаря ему сильно улучшался язык колонистов и вообще сильно расширялся горизонт...»
В воспоминаниях Н. Э. Фере - помощника А. С. Макаренко по горьковской колонии – хорошо сказано о той «педагогической необходимости», которую видел Макаренко в создании театра:
«На третий день после ночной беседы о театре начались репетиции. Таков уж был Антон Семенович: если у него появлялась плодотворная идея, он стремился сразу претворить ее в жизнь. Обязанности режиссера, а часто и главную роль в ставящееся пьесе исполнял он сам. Антон Семенович обладал несомненными актерскими способностями. Роль городничего в «Ревизоре» была им сыграна блестяще».
В колонии часто бывали артисты театров Харькова и Полтавы, с которыми сдружились Макаренко и его воспитанники.
После перехода в коммуну имени Дзержинского А. С. Макаренко создал и здесь самодеятельный драматический театр. Накопив к этому времени большой режиссерский опыт, он с увлечением продолжал ставить спектакли и играть в них. Не случайно у него возникла большая личная дружба с народным артистом СССР А. Г. Крамовым, который с восторгом смотрел спектакли коммунаров и охотно помогал юным актерам советами.
Народная артистка Украинской ССР А. П. Воронович рассказывает об этой дружбе:
- Вместе с Александром Григорьевичем Крамовым мне часто, приходилось бывать в гостях у колонистов, и каждый раз Антон Семенович «угощал» нас новой театральной постановкой. Мы много и долго беседовали с Макаренко о театре, об искусстве. Крамов приходил в подлинный восторг от их спектаклей и считал, что среди исполнителей есть немало дарований.
После смерти А. С. Макаренко Крамов продолжал переписку и встречи со многими воспитанниками Горьковской колонии и коммуны имени Дзержинского, жившими и работавшими в Москве, на Украине, Урале, Дальнем Востоке, в Сибири.
В 1949 году, в десятую годовщину со дня смерти А. С. Макаренко, Крамов задумал устроить встречу хотя бы тех воспитанников, которые живут в Харькове. В этот день его волновали вопросы: «Кто придет?.. Кто жив?.. Кем стали эти люди за последние годы?»
И вот один за другим в театр, где была назначена встреча, приходят народный судья Василий Шапошников, инженер-энергетик Василий Коломийцев, воспитатель детского дома Андрей Мельник... Пришел герой повести «Флаги на башнях» Алексей Землянский (по повести Зырянский), ставший мастером на заводе. Прибыли бывший моряк Евгений Лиф, машинист завода Михаил Долинный, плановик Галина Слуцкая, мастер завода Федор Шатаев и другие.
А. С. Макаренко создал ряд пьес и киносценариев. В их числе были пьесы «Мажор», «Ньютоновы кольца», «Забота о человеке», киносценарии «Настоящий характер», «Колонисты». По поводу пьесы «Ньютоновы кольца» А. М. Горький писал А. С. Макаренко: «...на мой взгляд «Ньютоновы кольца» пьеса веселая и - если хотите я могу передать ее в театр Корш или же Вахтангова».
Среди воспитанников Макаренко немало людей, посвятивших свою жизнь театру, искусству. Интересная судьба Клавдии Борискиной. Портрет ее Макаренко нарисовал в повести «Флаги на башнях» такими словами: «У дежурного бригадира Клавы Кашириной очень хорошенькое, нежное, немного полное лицо, темно-русые кудри из-под тюбетейки и ясные, хоть и небольшие серые глаза...» Из коммуны имени Дзержинского эта девушка пришла в студию Харьковского русского драматического театра имени Пушкина, которым руководил Крамов. В театре она работает уже семнадцать с лишним лет. Ее любимые роли - Катюша в «Детях Ванюшина». Машенька в одноименной пьесе Афиногенова, Марийка в «Непокоренной полтавчанке».
- В «Педагогической поэме», - говорит Клавдия Борискина, - Антон Семенович писал, что из воспитанников горьковской колонии не вышло писателей и художников потому, что «захватила их жизнь и сегодняшние практические требования». Этого, пожалуй, нельзя сказать о коммунарах. Многим из них Макаренко на всю жизнь привил горячую любовь к театру. В их числе артисты Иван Ткачук, Клавдия Борискина, Александра Сыромятникова, Дмитрий Терентюк, Евгений Семенов, музыкант Иван Волченко, театральный художник Юрий Камышанский и другие. Антон Семенович не мог спокойно и равнодушно говорить о театре. Он весь преображался. Я на всю жизнь запомнила, как увлеченно работал Макаренко над спектаклями «Дон-Кихот» и «Тартюф» в постановке самодеятельного театра коммуны. Его настроение передавалось окружающим...
Слова эти как нельзя лучше характеризуют отношение Макаренко к искусству, к театру.
Человек огромной культуры, выдающийся теоретик коммунистической педагогики и талантливый писатель, Макаренко самозабвенно любил и хорошо знал театр, музыку, литературу, живопись.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.