- Ну и правда, что бабушка вас вылечила?
- Еще не совсем. Намедни ходила в церковь и снова упала...
Шарлатанство пересекинской знахарки становилось для меня все яснее.
... Наступает вечер. Где-то вдали на улице запел баян. Девушки затянули частушки. У кого-то из колхозников в доме громко заговорило радио. Вспыхнули в окнах золотые огоньки электрического света.
А на лавочке возле дома больной знахарки все еще сидят унылые, неизвестно чего дожидающиеся «пациенты». И долго слышится монотонный шепот:
- Место наше глухое, леса кругом. Потому колдунов здесь уйма! Сколько людей перепортили! Кабы не бабушка Любовь Ивановна, спасения бы от них, проклятых, не было!...
И в это же самое время в доме под зеленой крышей, в маленькой комнатке, где свет электрической лампы забивает тусклое мерцание лампадок, лежит на высокой кровати хилая, выживающая из ума старушонка и, шевеля губами, молит бога, чтобы «не отнимал у нее святого дара исцелять людей, младенцев и бессловесный скот!...»
На скамейке рядом с ее кроватью стоят пузырьки и коробочки с лекарством.
У старушки давно обнаружена гипертоническая болезнь, у нее. больная печень, она часто простуживается. Интересно, что сама знахарка нередко обращается за помощью к врачам, аккуратно принимает выписываемые ей лекарства. Что же касается других больных, то им, по ее мнению, достаточно для выздоровления выпить несколько литров «святой воды» из колодца!
* * *
... Несколько дней провел я в селе Раменье, разговаривал со многими жителями, с председателем колхоза, парторгом, с колхозными активистами. Жители села возмущаются тем, что на протяжении многих лет, до самого последнего времени, этой шарлатанке, бабке Никитиной, удавалось почти безнаказанно морочить и обирать людей.
По приблизительным подсчетам, каждый литр простой колодезной воды приносит ей от пяти до двадцати рублей дохода. Рассказывают, что предприимчивая знахарка на старости лет пристрастилась к картишкам, а иногда не прочь и выпить рюмочку - другую. Слава богу, доходы позволяют!
Вокруг богомольной шарлатанки образовалась целая шайка паразитов. Одно время у нее был даже свой «секретарь» - молодая девушка А. В. Чебышева. Она рассылала во все концы страны письма, популяризирующие имя пересекинской знахарки. И кое-кто из слишком доверчивых людей шел сюда, привлеченный этой обманной славой. Некоторые местные жители извлекали из бабкиной затеи материальную выгоду, предоставляя за высокую плату свои дома приезжающим «на лечение» бездельникам.
Появление и существование пересекинской «волшебницы»
можно объяснить только тем, что Владимирский райком комсомола почти никак не влиял на культурную жизнь села. В колхозном клубе очень редко читались лекции, редко демонстрировались кинокартины на научно-естественные темы; в селе до сих пор нет библиотеки...
Райисполком недавно еще раз категорически запретил Никитиной заниматься знахарством, но работники райздравотдела не догадались при этом организовать для жителей села хоть одну беседу о характере нервных и психических заболеваний, которые толкуются невежественными людьми как «сглаз» и «порча».
О состоянии работы среди здешней молодежи можно судить и по тому, что в укрупненном колхозе, объединяющем четыре села, всего три комсомольца! И эти трое не очень-то активно борются с религиозными предрассудками, не разоблачают шарлатанских махинаций корыстолюбивой «волшебницы».
Вот почему удается ей морочить кое-кому головы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.