Это и есть Италия

Д Джерманетто| опубликовано в номере №661, декабрь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Прогрессивные итальянские кинорежиссеры и киноактеры работают в чрезвычайно тяжелых условиях. Их борьбу за передовое искусство, за правдивое, реалистичное изображение горькой жизни тружеников нынешней Италии можно без преувеличения назвать подвигом. Трудности, которые встречаются на их пути, - самого разнообразного характера.

По пресловутому плану Маршалла из Америки в Италию ввозятся не только тухлый яичный порошок, гнилая тушенка и калифорнийские мандарины, но и гангстерская кинопродукция Голливуда. Американская киномакулатура буквально наводнила кинотеатры Италии, вытесняя с экранов фильмы отечественного производства. Итальянские кинодеятели не могут рассчитывать и на достаточный экспорт своих фильмов, так как и за пределами Италии их подстерегает бешеная конкуренция Голливуда. В этих условиях деятельность прогрессивных кинорежиссеров приобрела особо выдающееся значение.

Итальянские зрители любят реалистическое искусство. Им уже до тошноты надоели антихудожественные фильмы, подражающие худшим образцам американской кинематографии. Правдивые, полные жизненного драматизма произведения прогрессивных деятелей киноискусства сразу же завоевали широкую популярность среди итальянских зрителей.

Многие хозяева итальянских кинокомпаний, чтобы восстановить свое положение как внутри страны, так и на международном рынке, скрепя сердце время от времени вынуждены обращаться с предложениями к таким режиссерам, как Лицциани, Де Сика, Де Сантис и другим.

Тем не менее прогрессивные кинорежиссеры встречают в своей работе постоянные затруднения. На протяжении всех съемок фильма киномонополисты пытаются оказать давление на постановщиков, ограничивая их замыслы и внося поправки в отдельные сцены. Только упорная борьба постановщиков за свои права позволяет воплотить замысел именно в той форме, какая необходима для правдивого изображения жизни. Советским зрителям, восхищавшимся искусством итальянских режиссеров и актеров, поставивших «Рим в 11 часов», «Похитители велосипедов», «Два гроша надежды» и многие другие фильмы, трудно представить, какую борьбу пришлось вести нашим режиссерам и актерам с киномонополистами и клерикальной цензурой, которая вырезала много прекрасных кадров из этих шедевров киноискусства.

Однако сила реалистического искусства прогрессивных итальянских фильмов так велика, что, несмотря на цензурные вырезки, эти произведения остались замечательными художественными документами, правдиво рисующими трагичную жизнь итальянских тружеников, их волю к борьбе за лучшее будущее.

В одном из московских кинотеатров после просмотра итальянского фильма я услышал, как одна девушка произнесла:

- Даже не верится, что это играют актеры. Ведь мы видели подлинную жизнь Италии!

Юная москвичка права. Сюжеты многих картин действительно взяты из жизни сегодняшней Италии. Режиссеры очень часто находят исполнителей ролей не среди профессиональных актеров, а просто на улице. Происшествие, которое легло в основу фильма «Рим в 11 часов», известно по всей Италии. Сюжеты фильмов «Нет мира под оливами» и «Под небом Сицилии» также написаны сценаристами на основе реальных фактов. Что касается картины «Похитители велосипедов», то не только сюжет взят из жизни безработных, но и главную роль исполнял безработный металлист Маджиорани. Кто лучше его смог бы показать нищету и муки миллионов безработных итальянцев?!

Известный ныне киноактер Раф Вальоне был до недавней поры сотрудником издания газеты «Унита» в Турине. Его артистическая деятельность началась довольно любопытно. Близ Верселли, в области Пьемонте, снимался фильм «Горький рис», в котором участвовала большая группа крестьян этой местности. Вальоне по заданию редакции приехал туда, чтобы описать ход съемки. Как раз в это время потребовался исполнитель одной из второстепенных ролей, и режиссер попросил журналиста «выручить» его. Вальоне сыграл так убедительно, что режиссер больше не отпустил нового актера. Зрители, видевшие «Нет мира под оливами», «Дорогу надежды» и «Рим в 11 часов», оценят по достоинству незаурядный талант Вальоне.

Молодую девушку, которую мы видим в первых и последних кадрах картины «Рим в 11 часов», играет член Коммунистического союза молодежи Италии Ева Ваничек, до недавней поры продавщица магазина.

Характерно происходят съемки массовых сцен. Когда фильм снимается на улицах какого - нибудь города или деревни, собирающиеся вокруг люди являются далеко не праздными любопытными. Режиссеры часто объясняют присутствующим содержание массовой сцены, и люди охотно помогают выполнить замысел постановщика.

Так было снято много массовых сцен в фильме «Неаполь - город миллионеров». Когда на окраине Неаполя снимали сцену облавы, которую устроили фашисты, постановщику почти не понадобилось «инструктировать» людей. Все они еще хорошо помнили налеты фашистов на кварталы неаполитанской бедноты и поэтому прекрасно справились со своими ролями.

То же произошло при съемке картины «Под небом Сицилии». Этот фильм повествует о жизни одного из немногих честных судей Сицилии, попытавшегося противопоставить правосудие деяниям преступной «мафии» - реакционной террористической организации. Режиссер воспроизвел несколько эпизодов, которые были хорошо известны населению города, где служил прототип главного героя картины. При съемке массовых сцен жители от души приветствовали актера, игравшего роль честного судьи. Рабочие и крестьяне воспользовались случаем, чтобы еще раз выразить публично свою ненависть к угнетателям...

Зрители, очевидно, помнят кинокартину «Дорога надежды», главную роль в которой играл Раф Вальоне. Фильм начинается кадрами, повествующими о забастовке шахтеров на серных рудниках Сицилии. Хозяева собираются закрыть рудники и уволить рабочих. Тогда шахтеры решаются отстоять свой нищенский заработок и отказываются выйти наверх из рудника. Им грозит мучительное пребывание под землей, возможно, и смерть. Жены, дети, родные шахтеров собираются у входа в шахту, умоляют их оставить рудники, не рисковать собой.

Весь этот трагический эпизод был снят на месте забастовки с участием населения, не раз уже выступавшего в защиту права на труд и хлеб.

Другие эпизоды этого фильма снимались в центральной части Италии, где в это время бастовали батраки. Многих из них режиссер привлек к съемкам.

Много массовых сцен других прогрессивных итальянских фильмов было также снято с импровизированными «актерами». Это стало возможным лишь потому, что широкие слои итальянских тружеников знают режиссеров Де Сика, Де Сантиса, Лицциани, актеров Джиротти, Вальоне и многих других как народных художников, служащих своим искусством народу. В то же время прогрессивные кинорежиссеры и киноактеры понимают, что без народа нет и не может быть настоящего художественного творчества. В своих фильмах они стараются наряду с нищетой и страданиями народных масс показать всему миру высокие моральные качества и героизм итальянского народа, который уверен в успешном исходе своей борьбы за новую, лучшую жизнь.

Прогрессивная кинематография достигла своих успехов именно потому, что она правдиво изображает жизнь народа.

Реакционные правители Италии всеми средствами препятствуют творчеству прогрессивных кинодеятелей. Они запрещают им сотрудничать с кинорежиссерами и киноактерами Советского Союза и стран народной демократии. Они не разрешают показывать прогрессивные иностранные кинокартины на экранах Италии. Но, несмотря на все эти маневры, итальянцы восторженно встречают советские кинокартины и фильмы стран народной демократии, проникающие в Италию. Когда демонстрируются эти фильмы, у входов в кинотеатры выстраиваются огромные очереди.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены