- Готов!
Бесшумно закрываются двери поезда.
- Вперёд!
Состав мягко трогается.
Вот головной вагон минует выходной светофор. Поезд плавно набирает скорость. Из кабины машиниста виден уходящий вдаль тоннель. В глубине тоннель кажется полосатым: кольца жёлтого света лежат на его стенах. На дне поблескивают сизые рельсы.
Едва заметный спуск... Подъём... Путь знаком до мельчайшей извилины...
Обслуживание миллионов пассажиров метро ведут люди многочисленных профессий: диспетчеры, дежурные по станциям, эскалаторщицы, - и среди них, пожалуй, самая ответственная - машинист поезда метро.
... Мелькают огни светофоров. Сейчас станция…
Чётки, неторопливы движения машиниста Владимира Царицына. Одна рука его лежит на рукоятке тормоза, другая на регуляторе тока. Взгляд его строг и сосредоточен.
Поезд вылетел на ярко освещенную станцию «Сокольники», плавно затормозил и остановился у сигнала «стоп». Рейс от станции «Центральный Парк культуры и отдыха имени Горького» до станции «Сокольники» пройден точно по графику.
Владимир Царицын вышел из кабины на перрон.
Он среднего роста, строен. В его подтянутой фигуре чувствуется спокойствие.
Последний взгляд на секундомер, висящий над въездом в тоннель: поезд готов.
Совсем нелегко даётся спокойствие и уверенность, которые так необходимы машинисту!
Знания, находчивость и воля - вот основные качества машиниста метрополитена.
Машинист должен, прежде всего, прекрасно знать материальную часть электропоезда и уметь не только управлять, но и быстро исправить повреждение, устранить неполадки. В метро время исчисляется секундами. Задержка поезда на 15-30 секунд грозит нарушением графика движения по всему радиусу. Поезда в метро следуют один за другим с интервалами в две минуты. Например, по Кировскому радиусу, от «Сокольников» до «ЦПКиО имени Горького», в ту и другую сторону движутся одновременно 60 поездов. Этот радиус так и называется - «тридцатипарный».
Машинист электропоезда имеет дело со сложной техникой и аппаратурой. Характер работы требует от него большой теоретической подготовки.
Машинисты электропоездов не только оканчивают специальные курсы, но при поступлении на работу проходят «слесарный стаж», чтобы приобрести навыки в ремонте механизмов.
Плох тот машинист, у которого в пути случаются неполадки: значит, он небрежно осматривал поезд в парке.
Владимир Царицын молод: ему только двадцать три года. Но он имеет большую теоретическую и практическую подготовку.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.